НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

"С переходом на СПО регионы и отдельные федералы хапнули горя…"

Андрей Колесов
22.06.2013 22:00:35

Это цитата из комментарий на мой недавний пост Очередной план правительства по переходу к … "Батька шутить любит!", но только в ECM-группе Фейсбука. Получилась интересная дискуссия между специалистом-практиком из Новосибирска (давним и активным участником группы) и Сергеем Голубевым. Сергей написал по этому поводу свой пост-комментарий, где процитивовал важную часть того разговора, где "региональный эксперт" высказался по поводу плюсов-минусов ППО/СПО. А я тут хочу привести ссылку на весь разговор в Facebook, и дать комментарий-цитату, с которого он начался:

Цитата

С переходом на СПО регионы и отдельные федералы хапнули горя. За считанные два года все наелись этим СПО. Расходы выше в разы. Уже сейчас знаю несколько примеров переделки информационных ресурсов и клиентов на "нормальное ПО".

Огромные риски потери поддержки от мейнтейнера платформы, который сидит где-то в Америках и не связан договорами с конечным пользователем. Низкая обязательность и жизнеспособность программерских групп, которые выдают себя за продвиженцев очередного СПО, так как проприетарщики требуют от лицензиата должного уровня.

Нас все время убеждают примерами LibreOffice, Linux, QGis, но это лишь небольшая часть животного мира СПО. Остальные продукты, особенно малоизвестные, это пиявки на теле того, кто решил дикарем отправиться в болота СПО ради экономии на билете в проприетарный зоопарк. Сосут деньги и отмирают.

Я не хочу втягиваться в дискуссию о преимуществах или недостатках того или иного ПО или моделей производства софта. Тут уже давно все сказано, и можно только повторяться. Но повторю другую мысль: указы и приказы руководства страны лишь в некоторой степени отражают желание этого руководства решить некоторые проблемы (хотя и это не всегда так), но еще, к сожалению, не являются гарантией его (руководства) способности реализовать эти желания в жизнь.

Комментариев: 21

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

23.06.2013 09:30:04

А вот как комментируют его высказывания другие специалисты-практики (цитаты взяты с ЖЖ и FOSSBlog:

Цитата
Мелкософт годами критические уязвимости не закрывает.
Во всех лицензиях все проприетарщики отказываются от каких-либо гарантий.
Тепходдержка нереально дорогая (привет, Oracle!)

По-моему, этот чиновник в каком-то другом мире живёт.


Цитата
1) По поводу ответственности производителя ППО перед клиентом. Меня как-то отшили в техподдержке M$. Я это надолго запомнил Так что свои доводы этот товарищ в одно место пусть засунет.
2) Что-то я не припомню, чтобы во времена самого махрового пиратства кто-то вякал по поводу плохого саппорта от M$. Жрали что было и еще добавки просили.
3) Что мешает этому чинуше заключить договора с ныне существующими компаниями типа altlinux или той, что разрабатывает РОСА. Все его доводы сплошной навет или элементарное незнание. Работать надо, господин чиновник, а не об откатах мечтать.


И, кстати, ещё одна общая черта для 99% подобных "экспертных заключений" с критикой СПО. Цитирую г-на чиновника:

Цитата
Опыт есть, причем не разовый. К счастью не у меня. Хотя часть решений в моем текущем проекте висят на спошных продуктах. Внедренцы гарантируют работу контрактом где прописан срок саппорта прямым текстом.


Цитата
Примеры говорить не могу.


Иными словами, я-то сам в предмете разбираюсь и у меня всё работает. Но вот у знакомых (или у знакомых знакомых) что-то не так. Но примеры приводить не буду, поскольку точно сам не знаю.

24.06.2013 20:03:10

Наверное, от СПО откатов нет. Чиновники недовольны.

26.06.2013 16:13:33

Да, не "наверное", а ТОЧНО нет. С нуля сколько процентов ни бери, всё-равно получишь ноль.
Нету реальной ЭКОНОМИЧЕСКОЙ заинтересованности на СПО заработать, кроме как бесплатно это СПО использовать (читай "украсть").

23.06.2013 10:02:57

И вдогонку.

Цитата
указы и приказы руководства страны лишь в некоторой степени отражают желание этого руководства решить некоторые проблемы (хотя и это не всегда так), но еще, к сожалению, не являются гарантией его (руководства) способности реализовать эти желания в жизнь


Мне думается, что у нас какое-то тотальное "горе от ума". Мы тратим кучу интеллектуальных ресурсов на анализ желаний и способностей руководства вместо того, чтобы "тупо требовать".

23.06.2013 11:17:31

Требовать исполнения безумных указов - это просто безумие!
Если указ безумный - нужно требовать его отмену. В случае с НПП это удалось smile:)

24.06.2013 10:51:59

А чем именно он безумный? Мне он представляется вполне логичным.

24.06.2013 10:55:03

Вот тут и получается закавыка: поэтому одни требуют исполнения указа, а другие - его отмены. smile:)

24.06.2013 11:03:41

Тут аргументация важна - как за, так и против. Если с первой всё более-менее понятно, то со второй - нет.

Вот один:

Цитата
Сотовый телефон уже сменили. Контора разбежалась. Директор устроился на другую работу. Обанкротились по причине потери желаний


Наверное, такое есть. Но зачем связываться с явно левыми конторами? И ещё одна цитата с FOSSBlog:

Цитата
С цитаты «Само ПО работает. Я про него ничего не говорил. Не работает все что должно его «окружать» люто, бешено ржал. Чувак нанял через третьи руки равшанов с джамшутами и теперь жалуется на СПО. Какая прелесть.

24.06.2013 11:19:40

К сожалению, наблюдается явный перекос в сторону ППО, причем совершенно необоснованный. А также, да, доводы чиновника мягко скажем вилами по воде писаны. Если работал черте с кем, без договора, и чего-то там не устроило, то это его личная проблема, а точнее ответственность.

Если б не работало как пишут в таких соплеблогах, никто б даже не смотрел в сторону СПО. А так как СПО работает, и работает не хуже, а порой и лучше проектов ППО, то то что пишут, и увы, автор поддерживает и старательно старается выдать этот махровый развод за действительность.

Ответственность ППОшников - это такой красивый миф... Вы хоть лицензионные соглашения почитайте. Есть ли там пункты об ответственности производителя ПО? Любой софт поставляется как есть, и ни какой ответственности производитель за него не несет.

Автор поди, ни разу не видел как работает поддержка СПО? Когда обращаешься в хелпдеск, и проблему разбирают, и более того достаточно часто решают тут-же или в кратчайший срок.

25.06.2013 11:12:39

На самом деле, г-н из Новосибирска очень во многом прав. По сути вопроса я на его стороне.

Все комментарии как у г-на Голубева - "раз у меня все работает, значит и у других должно". Правда, надо сказать, что сам г-н Голубев даже не представляет, какие именно задачи, в том числе и технические, решаются в тех же федеральных органах власти, никогда не видел тамошнего ПО, не говоря уже о полном отсутствии у него хотя бы общих представлений о сложившейся там инфраструктуре, механизмах поддержки и иной сущей ерунде, типа той, что сотрудникам техотделов платят обычно не более тысяч 10-12 в месяц за хренову гору работы, и что они меняются там как перчатки. Во всяком случае, так четко видно из его постов за последние года три-четыре. Зато он и подавляющее большинство оппонентов твердо знают, как там надо делать! Ведь они-то видели, как там в ЖКХ платежки набивают, да и сейчас у них дома опенофис очень даже работает... Вот тот же г-н Сергей Жемойтель тоже все прекрасно знает как происходит, наверняка полжизни в федеральной техподдержке просидел...
Это все очень забавно и одновременно крайне печально выглядит со стороны...


Немного о реалиях переходов. Так, чтобы "открыть глаза" на то, как это происходит в действительности.

Есть управление, находящееся в областном городе. Есть отделения по районным городам.

1. Есть автомобили (драные Волги) в отделениях. Расходы на авто отделения = з/п водителя 5-6 тыс в месяц + бензин около 3 тыс. Итого, расходы в самом худшем случае не более 10 тыс. в месяц. Но машина под окном, все оперативно, есть возможность перемещаться по городу и всем в целом удобно.

В плане оптимизации расходов автомобили в отделениях отобрали. НО! Заключили договор на аутсорсинг, как раз ту самую мечту! Теперь, чтобы доехать на совещание, за ручками, бумагой туалетной (это же само-собой теперь исключительно централизованно выдается) и прочая, вызываются машины, которые едут из области по районам, отвозят людей в управление, затем обратно, после чего снова возвращаются на родину, то есть делают по 2 поездки вместо одной. Стоимость по аутсорсингу составляет уже порядка 6-8 тыс. рублей на одну поездку. Плюс к тому, пропала возможность перемещаться по городу, и некоторые сотрудники плавно переквалифицировались на роль курьеров. То есть оптимизация привела к повышению итоговых расходов примерно в два раза минимум + все и всем стало крайне не удобно.

2. В каждом отделении есть достаточно сложная и многогранная инженерная система, которую нужно обслуживать. Раньше всем этим комплексно занималась одна контора. Теперь на аутсорсинг отдали отдельно каждую часть системы разным конторам. В итоге общая стоимость возросла в разы, а качество обслуживания упало катастрофически. Видеоконтроль новые спецы у меня лично 2 месяца делали при совершенно очевидной проблеме. С области катались через день, между прочим. А потом расходы за это бюджету предъявили, разумеется. Это только начало! С огромным интересом жду начала проблем с французской ДГУ. Просто интересно, при таком раскладе итоговая стоимость ее обслуживания/ремонта будет ниже покупки новой или нет?

Уже ощущаете экономию и прогресс?

3. Теперь выяснилось, что уборщица с з/п 5 тыс в месяц, дворник и рабочий за те же деньги - это не эффективно! Вчера буквально заговорили об аутсорсинге на клининговые услуги по обслуживанию 3-х этажного здания с территорией. Угадайте, что будет в итоге?

4. Дальше уже писать просто не хочется... Тошнит от глубины процветающего идиотизма.

Ну так что, программы, говорите, у нас не правильные, техподдержка не такая? Надо на аутсорсинг и СПО все переделать для упорядочивания и экономии денег? Ну-ну...

25.06.2013 12:48:04

Спасибо за обстоятельный комментарий!

25.06.2013 18:00:53

А г-н Голубев платит, извините, все налоги и он совершенно равнодушен к отмазам типа

Цитата
сотрудникам техотделов платят обычно не более тысяч 10-12 в месяц за хренову гору работы, и что они меняются там как перчатки


Он также платит квартплату и пропускает мимо ушей стоны электрика о том, что ему платят копейки за адский труд.

Не устраивает зарплата - уходи. Работаешь - работай добросовестно.

25.06.2013 18:30:36

То есть по существу ответить как обычно нечего. Я так и думал. Спасибо, что не разочаровали в очередной раз.

25.06.2013 18:33:18

Ответ по существу возможен на вопрос по существу. Что именно у вас не работает? Как выбирали, как настраивали, к кому обращались? Напишите и будет разговор по существу.

26.06.2013 16:31:09

На семинаре «Опыт внедрения японской системы бережливого производства (T-TPS) на российских предприятиях. Рекомендации топ-менеджера компании "Тойота"» у президента компании «Toyota Engineering Corporation (TEC)» Тосио Хорикири спрашивали про "OutSourcing". Их опыт ТАКЖЕ(!) плачевен и они от него отказались!!!

26.06.2013 13:46:06

У меня все замечательно работает на тех решениях, которые эксплуатируются сегодня и последние несколько лет. Часть из них ППО, часть СПО и меня это нисколько не волнует. Можно считать, что никаких проблем у меня нет. Ни с ПО, ни с его сопровождением. Механизмы отлажены и работают. Текущие расходы минимальны.

Однако некоторые, в частности г-н Голубев этого никак не понимают и ратуют за переход кого-то и куда-то, куда и зачем они сами не представляют.

Теперь вопрос по существу: как правильно называется человек, который постоянно дает советы и делает громкие предложения в предметной области, в которой сам практически никак не разбирается? Демагог? Я правильно называю?

26.06.2013 17:24:08

Алексей!
Как модератор данного блога, делаю вам замечание: в комментария обсуждаются тексты, а не их авторы.
Давайте не будем переходить на обсуждение личностей.
Если у вас есть замечания по авторам и участникам обсуждений, то это следует высказать в частной переписке главному редактору издания, который курирует проект в целом.

Я считаю, что высказывать свое мнение об авторам - это нормально. Но только делать это нужно правильным образом.
Разумеется, я имею в вижу всех участников блога, в том числе и себя самого.

26.06.2013 17:50:24

Андрей!

Если Вам показалось, что я обсуждаю Сергея, то Вы не правы. К нему лично и его профессионализму я не имею никаких претензий, я видел достаточно его работ, но на всякий случай принесу извинения.

Однако, я продолжаю настаивать на том, что прежде чем делать громкие заявления относительно необходимости любых переходов, тем более такого уровня, нужны очень веские обоснования. Разговоры типа "я плачу налоги", "я думаю", "мне показалось", "а у меня вот работает, значит и везде должно", здесь как минимум не уместны. И называются они как раз тем самым словом - "демагогия".

Если разговаривать совсем конкретно и предметно, как того часто здесь и просят, то хотелось бы от отдельных авторов видеть не только общие слова и слышать очередные мантры, а иметь, хотя бы на самом общем уровне, примерно следующее:

В органах ФНС, ФК (или любых других) в информационной системе ХХХ существует такая-то вот системная (или иного уровня) проблема. Ее сейчас решают так и так, а надо вот так и вот так. Это будет нам с Вами стоить намного дешевле, так как ...., и всем будет намного удобнее.

Тогда это будет совсем другой разговор, предметный, конкретный и профессиональный.

А пока уже лет пять все сводится примерно к: "А вот у меня опенофис работает, значит и у всех должен работать, я его бесплатно скачал, значит и у всех расходов не будет никаких вообще, а еще я плачу налоги, и потому немедленно перевести все органы власти на СПО!". Ну это совсем не тот уровень, который бы хотелось видеть, согласитесь. Такие разговоры значительно снижают ценность издания и интерес к нему.

Пока работу делал, не заходил сюда больше полугода. Заглянул, смотрю, а тут все в точности то же самое, те же общие слова и заклинания. Досадно даже как-то стало... Потому может быть и резковато Вам показалось.

26.06.2013 18:06:05

По существу вопроса я с вами полностью согласен: совершенно нельзя впрямую переносить опыт частного пользователя на корпоративный рынок. А госсектор - это особая часть корпоративного рынка с многими своими особенностями.

Более двух лет назад я ввязался в эти СПО разговоры, причем только по тому, что над рынком встала угроза НПП, и я посчитал себя обязанными принять участие...
Тогда я вел разговоры об отличие корпоративного рынка от частнопотребительского, об особенностях госов...
Я давно понял, что переубедить оппонентов невозможно.

При этом я вижу, что в СПО есть две разные линии: одни занимаются реальными делами, не ожидаю помощи сверху, другие заняты только тем, что ждут помощи от "царя". Я лично стараюсь иметь дело только с первым направлением.

26.06.2013 19:47:21

Большое спасибо за понимание!

В точности также считаю себя обязанным принимать участие, хоть изредка, поскольку нахожусь на переднем фронте, а не смотрю на все со стороны. Я уже 20 лет в госсекторе, в технической стороне работы. Поэтому четко вижу, когда люди понимают истинное положение вещей, а когда выдают ими почему-то желаемое за действительное, за истинные мечты потребителя. Многие высказываемые мысли и замечания про госсектор от незнания вопроса являются вообще фантастическими, ничего общего не имеющие с тем, что было и есть на самом деле. Странно такие читать, это всегда неприятно удивляет.

Я считаю НПП редким злом. Во всяком случае, в том виде и при тех подходах, которые превалируют в этой области сегодня. Ее насильное насаждение приведет к огромнейшим потерям, это очевидно. Не понимать этого можно либо от непонимания сути вещей, либо по каким-то своим корыстным соображениям.

Переубеждать оппонентов?! Помилуйте! smile:) Однако, умалчивание очевидных фактов с "нашей" стороны приведет к формированию неверного общественного мнения, и постепенному утверждению мысли о "божественном предназначении СПО". Будем продолжать бороться.

Представителей первого направления мне встречать практически не приходилось, максимум 2 человека.

27.06.2013 01:58:00

С "бохжественным предназначением будет бороться! smile:)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии