НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Еще одна «тайная» перемена в e-Invoicing

Мы уже неоднократно замечали, что в нашей отрасли e-invoicing (завсегдатаи этого блога предпочитают этот термин, вместо МЭДО ;) ) некоторые изменения происходят как-то очень незаметно. Тут уже был пост про незаметную пропажу слова «спецоператор». Вот и еще одно изменение прошло тихо и даже как-то обыденно. Я говорю про внесение изменений в xsd-схемы таких основополагающих для e-invoicing документов, как счет-фактура и корректировочный счет-фактура (новость можно посмотреть тут).
[spoiler]
Напомню, что формат, состав и правила заполнения данных документов в электронном виде регламентируется приказом ФНС России от 05.03.2012 г. № ММВ-7-6/138@. Изменения, в первую очередь, были направлены на устранение опечаток и ошибок, допущенных в прежних версиях схем, а также исправления технологических недоработок, не буду углубляться в подробности. Примечательно то, что основной движущей силой изменений были именно обращения операторов документооборота и представителей крупнейших компаний-налогоплательщиков, а не только лишь желание налоговиков провести работу над ошибками.

Это не первые уточнения формулировок и изменения в версиях форматов. Ранее такие изменения вносились путем выпуска соответствующего НПА (просто выпускали еще один приказ). Но сейчас никакого НПА не вышло. И это при том, что изменения в xsd-схемах противоречат сведениям, указанным в упомянутом выше приказе № ММВ-7-6/138@, который фактически и должен их описывать.

Еще раз подчеркну: чтобы изменить один приказ, нужен другой – фактически зафиксировать изменения, и сделать это официально. А тут получилось, что в приказе пишут одно, а в реальной схеме другое. А должно быть единообразие и согласованность.

За разъяснениями мы обратились к специалистам налоговых органов, которые пояснили, что использование новых версий xsd-схем обязательно, несмотря на противоречия с текстом приказа. Такой шаг был мотивирован тем, что сроки согласования и утверждения приказа об изменении схем могут достигать года, а сами изменения в форматах документов нужны уже сейчас.

Вырисовывается интересная ситуация – под давлением обращений, контролирующий орган был вынужден оперативно скорректировать правила работы для лиц, над которыми он осуществляет контроль.  Насколько этична и верна позиция налогового органа в данной ситуации? Что на ваш взгляд лучше: ждать год официальных НПА или оперативно поменять некоторые детали работы без принятия соответствующих НПА? Предлагаю обсудить в комментариях.
Агапов Иван
Про аббревиатуру МЭДО: да она занята, мы это уже обсуждали в других блогах, считайте это остаточными явлениями :)

Про e-invoicing - данное понятие у нас в стране знакомо разве что ИТшникам и единицам среди предметников. У нас ИТшники любят "пугать" предметников заимствованными иностранными словами, видимо чтобы было предметникам как можно не понятнее. Ещё не встречал бухгалтера, который бы оперировал данным понятием, им ближе электронная первичка, электронные счета-фактуры. Поэтому, я признаться не люблю использовать понятие e-invoicing, т.к. мне важно чтобы меня прежде всего понимали предметники (клиенты).

Немного статистики к вопросу использования различных понятий, вот что выдал мне Яндекс директ:
1601 человек искал «обмен электронными документами» в прошлом месяце
1556 человек искали «электронные документы с электронной подписью» в прошлом месяце
1536 человек искали «электронные счета-фактуры» в прошлом месяце
1039 человек искали «электронные акты» в прошлом месяце
381 человек искал «e-Invoicing» в прошлом месяце
190 человек искали «МЭДО» в прошлом месяце
111 человек искали «межведомственный электронный документооборот» в прошлом месяце
87 человек искали «юридически значимый электронный документооборот» в прошлом месяце
69 человек искали «безбумажный документооборот» в прошлом месяце
45 человек искали «электронные товарные накладные» в прошлом месяце
22 человека искали «электронная первичка» в прошлом месяце
12 человек искали «обмен юридически значимыми электронными документами» в прошлом месяце
1 человек искал «межкорпоративный электронный документооборот» в прошлом месяце

Перехожу на использование "обмен электронными документами" ;)


Андрей, а что вы скажете на вопросы касательно сути блога:
"Насколько этична и верна позиция налогового органа в данной ситуации? Что на ваш взгляд лучше: ждать год официальных НПА или оперативно поменять некоторые детали работы без принятия соответствующих НПА?"
Колесов Андрей
Да, у меня теперь тоже заработало. Спасибо!
Колесов Андрей
Я ничего не могу сказать по сути вашего поста, я не в курсе конкретных постановлений. Это слишком специализированный вопрос.

Но общее ощущение таково, что у нас "правит бал" ФНС. А это не правильно.
Она устанавливает правила, которые удобны для нее, а на собственно рынок ей "наплевать" (извините, за резкое сравнение). Она перекладывает свою работу на других.

Конечно, сбор налогов - это важная задача. Но еще более важная - развитие экономики в целом, а сбор налогов - это все же вторично. Должен быть компромис между "развитием" экономики" и "сбором налогов".

Жаль, что все подобные проблемы у нас не обсуждаются на профильных конференциях.