НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Почему за электронную отчетность в ФНС должен платить налогоплательщик?

Андрей Колесов
09.12.2013 20:26:42

Читаю в моей местной районной газете.



Кстати, должен сказать, что все очень четко и понятно, а отличие о массы публикаций на тему нововведений в сфере налоговой отчетности, которая шла с лета этого года, где вопрос излагался весьма путано и, в основном, в режиме слухов.

Дискуссии о том насколько готовые пользователи (налогоплательщики), как быть тем, кто еще не пользуется услугами операторов ЭДО и не имеет опыта электронной сдачи отчетности, позади.

Dura Lex Sed Lex
"Суров закон, но (это) закон", как говорили еще древние римляне.

Я лично не считаю, что закон суров. Да, это не очень привычно, нужны некоторые усилия по освоению такой технологии, но в целом это выгодно всем, в том числе компаниям, в плане сокращения расходов на такие рутинные операции как собственно передачу документов. Так же как платить за мобильный телефон удобнее через "мобильный банк" с того же телефона, чем ходит в сберкассу, стоять в очереди (хорошо помню пору всего лишь 10-летней давности, когда за МТС, можно было заплатить только в офисах МТС, для чего нужно было ехать несколько останов на метро, стоять в очереди…).

Но есть все же один принципиальный вопрос (его мы уже поднимали в начале осени в блоге, но вопрос так и остался повисшим в воздухе): почему за такой вариант сдачи отчетов должен платить налогоплательщик?

Вспомним, как это было ранее (да и сейчас еще можно).
Передача документов отчетности производилась с помощью визита в налоговую инспекцию.

Да, это была кошмарная операция, которую можно вполне сравнить с очередями за хлебом в феврале 1917 года, в результате которых царю пришлось отречься от престола. У нас отречений не было, а очереди в ФНС стали просто отечественной действительностью.

Но, все же обратите внимание, - никто за эту операцию у компаний денег отдельным специальным образом не брал.
Был еще вариант отправить документы через обычную почту, там уже были деньги, но все же очень небольшие.

И вот появляется электронная отчетность и "операторы ЭДО". Не только сертифицированные, но и платные (не знаю их расценки, но наверняка дороже чем обычной почтой),

Представьте себе: вы приходите в ФНС со своими бумагами. Входите, идет по коридору, подходите к знакомому кабинету 104, где сидит ваш фининспектор…

А на кабинете видите объявление: "Сдача только через компанию "Услуги передачи", ее офис – кабинет 104".
Открываете дверь в тот же кабинет, там сидит тот же инспектор, которые теперь уже является сотрудником сервис-провайдера. И за это с вас требуют дополнительные деньги.

Другая аналогия: банк вам объявляет, что услуги за ЖКХ можно теперь оплатить только через "мобильный банк". Но услуга подключения "мобильного банка" – платная…

"Нет, - скажете вы, - у банка все наоборот! Банк подключает мобильную услугу бесплатно. И более того, при оплате через Интернет не берет комиссии, которую он берет при очной оплате. И делает он это по той простой причине, что он (банк) снижает свои собственные издержки на получение оплаты, это ему очень выгодно".

Да, это так.
И во теперь вопрос: почему же банк снижает стоимость своих услуг (для пользователей) при переходе на электронное взаимодействие, а ФНС повышает?

Вопрос, конечно, риторический. Ответ известен.
Потому что банков много, а ФНС один.
Как захочет, так и сделает.

За счет введения операторов ЭДО налоговое ведомство получает дополнительную прибыль за счет перекладывания расходов на прием налоговой отчетности (не сдачу, а именно свои функции приемы) на налогоплательщиков.

Комментариев: 1

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

09.12.2013 21:55:41

Что-то подобное происходит в Украине - есть очерченный список операторов ЭДО с которыми налогоплательщику рекомендуется взаимодействовать. Подавляющее большинство из них берут за услуги передачи отчётов в налоговую деньги. Что интересно, существует официальная программа украинской налоговой по созданию отчётов, но она не предусматривает передачу отчётов в электронной форме. Впрочем, налоговая служба обещает доработать функционал своей программы, но не ведомо, насколько это дело затянется во времени. Альтернатива платным услугам операторов ЭДО существует (не буду называть названия программки, да и не нужно это никому), но работает программа в демо-версии. Кстати, это едва ли не единственная программа, которая может подписывать отчёты бесплатно и бесплатными ключами. Печально, что разработчик в любой момент может, к примеру, захотеть взимать деньги за подпись отчётов - и тогда выбора не останется - за сдачу отчётности в электр. виде придётся платить, хотя, по идее, налоговая должна радоваться, что её избавили от очередей и быстренько доработать свой спецсофт, но нет, не спешит, поэтому этим пользуются операторы.