Для начала мы должны понять, что в общем случае дистанционная работа никак не связана с ИТ, хотя возможности такой работы, разумеется, с помощью ИТ серьезно расширяются. Дистанционная работа – это регламентация режима работы сотрудника, когда он находится вне "физического и юридического контура" ответственности работодателя (в том числе вопросы особых режимов контроля рабочего времени, отчетности о выполняемой работы, правовые вопросы, в том числе вопросы социально-медицинского страхования и пр.). Все это было давным-давно, просто только сейчас нашло отражение в нашем трудовом законодательстве.
[spoiler]
Откуда растут ноги у этой путаницы, можно легко догадаться – от очередных действия нашего безвестного законодателя, под общим названием "государство".
В новом варианте Трудового кодекса в разделе 4 ("Особенности регулирования труда отдельных категорий работников") появилась глава 49.1, в составе 5 статей
Статья 312.2 ТК РФ (Трудовой Кодекс РФ) "Особенности заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе" начинается со слов:
Трудовой договор о дистанционной работе и соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора о дистанционной работе могут заключаться путем обмена электронными документами. |
В комментариях к статье говорится:
В форме обмена электронными документами могут осуществляться: – заключение трудового договора; – ознакомление с локальными нормативными актами, приказами, уведомлениями и требованиями работодателя; – обращение работника с заявлением, предоставление работодателю необходимых пояснений; – запрос и выдача документов, связанных с работой. Правда, условием применения такого способа взаимодействия между работником и работодателем является необходимость дублирования в установленных случаях электронных документов бумажными копиями, которые направляются дистанционному работнику или от работника работодателю почтовым отправлением. |
Но все это требует пояснения
Отношения между дистанционным работником и работодателем могут заключаться с помощью электронных документов, а могут – и обычным бумажными способом.
Но тут возникает другой вопрос: а могут ли строиться ровно таким же способом реализовываться отношения между ВСЕМИ сотрудниками (в том числе недистанционными) с работодателем?
А если могут, то зачем нужна статья 312.2 как таковая? Точнее, она нужна, но только применительно ко ВСЕМ СОТРУДНИКАМ, независимо от их дистанционности.
Почему это нужно и актуально для всех сотрудников, думаю, не нужно пояснений. Хотя бы просто потому, что мне удобнее обратиться за справкой о том, что работаю в данной конторе (например, для получения визы), не вставая с рабочего кресла, по электронной почте, без хождений по территории завода. В общем, тут не вижу необходимости специального пояснения.
Другой вопрос: как именно должно строиться электронные отношения между работником и работодателем. Положение о том, что все документы должны оформляться с использованием усиленной электронной подписи, - это, конечно, довольно бредовое требование, как таковое.
Но дело в том, что в статье 312.2 ничего об использовании УЭП не говорится вовсе!!!
И вот поэтому поводу у меня вопрос ко всем эксперта, в том числе к Ольге Звонаревой: откуда вообще появилась тема необходимости использования УЭП при отношениях работника с работодателем?
А если УЭП действительно нужна, то для каких именно документов, в каких именно случаях?
Потому что, если она нужна только для заключения трудового договора, а для рапорта на отпуск не нужна, то я вполне могу сделать договор в бумажном виде, а отпуск оформлять по обычной е-почте.
Так что – давай разбираться с самого начала.
Федеральный Закон РФ от 5 апреля 2013 года N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который ввел в ТК РФ главу 49.1. об особенностях регулирования труда дистанционных работников, также обозначил дополнение к статье 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", которая теперь звучит так: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами.
Отсылка витиеватая, но ответ пока лишь в ней. Да, и сам 63-ФЗ в части, которая имеет отношение к нашему вопросу, указывает на характеристики УЭКП.
И главное - я не понимаю, в чем актуальность проблемы? Такое впечатление, что мы занимаемся в данном случае поисками в темной комнате черной кошки, которой там нет