НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Инцидент с Eviterra.com показал всю относительность юридической значимости электронных документов

Новогодний инцидент с авиабилетным онлайн-сервисом Eviterra. com, затронувший права, кошельки и интересы более чем 6000 авиапассажиров, лишний раз показал всю относительность юридической значимости электронных документов.

Уверен, если бы обманутые авиапассажиры имели на руках  не распечатки электронных уведомлений о покупке, а бумажные авиабилеты, отпечатанные на бланках строгой отчетности, то им легче было бы отстоять свои права.

Кроме того, данный инцидент показал несовершенство отечественного законодательства, в большинстве своем основанного на многосотстраничных трудночитаемых  документах,  в которых нелегко разобраться не только простому (среднестатистическому) гражданину, но и юристу-профессионалу.

Взять, к примеру, активно обсуждаемый в Рунете 128-страничный Федеральный закона Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”. Один из  комментариев к моему январскому посту “Скоро сказка сказывается, да не скоро банковские SMS’ки отсылаются” звучал так: “К электронным средствам платежа относятся не только пластиковые карты. Это во-первых. А во-вторых, закон о платежной системе это далеко не о пластиковых картах. Можно сказать, что это основной закон для банков. Так что не надо на них зацикливаться”. Согласен – не надо. Но что делать, если для миллионов россиян банковские карты – основное (а порой и единственное) средство осуществления электронных платежей. А из текста федерального закона № 161-ФЗ совершенно не ясно, какие права и обязанности он добавляет тем, кто пользуется электронными средствами платежа. В том числе, для приобретения авиабилетов


Похоже, клиенты авиабилетного онлайн-сервиса Eviterra. Com не зацикливались на вопросе о статусе документов, получаемых ими в обмен на свои денежки. А зря.


Очень удивили меня сегодняшние слова пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирина Тюриной, сообщившей порталу “Интерфакс-Туризм”, что “клиенты Eviterra.com не получат компенсации в случае, если ООО "Авиа центр" не восстановит ранее аннулированные билеты… В тех случаях, когда люди самостоятельно покупают билеты в онлайн-агентстве, за аннуляцию билетов ответственность никто не несет… Люди могут купить только новые авиабилеты”.



Так (см. выше) выглядит pdf-копия документа, подтверждающего факт онлайн-покупки билета через официальный сайт авиаперевозчика S7. Видимо, примерно такие же реквизиты можно найти и на PDF-подтверждениях о факте приобретения авиабилетов в онлайн-агентствах. Кто бы мог подумать, что эти PDF-подтверждения имеют разную юридическую значимость….

Интересно, какими законами регулируются права клиентов онлайн-агентств? А может, у этих клиентов вообще нет никаких прав?

Звонарева Ольга
Дело тут не в проблемах юридической значимости электронных или бумажных билетов, а в компании, которая осуществляет  "сервис", последствиями которого может быть невозврат денег.
Честно говоря, сама бы не рискнула воспользоваться неизвестным мне сервисом, а скорее поинтересовалась бы покупкой билетов на сайте РЖД или авиакомпании.
В чем вообще преимущество таких сервисов? Только лишь в том, что не нужно стоять в очереди? Или они продают билеты дешевле? Но, учитывая, вышесказанное, плюс услугу как таковую - шутка ли, речь идет о поездке, которая может сорваться, но уж никак не из-за отсутствия билета и услуги его приобретения, вряд ли он-лайн сервисы в скором времени вытеснят бумажные билеты.
Семен
Некоторые моменты изложены неточно. Билеты, приобретенные через посредника, в авиакомпанию вернуть можно. И изменить можно. Другое дело, что авиакомпании обычно этим не занимаются. Я вот наблюдаю на Рулусе, там собирают свежую информацию - Ситуация с Эвитеррой. Что происходит и что делать - и вижу отсылки к довольно грамотно изложенному мнению юриста относительно вины агента и субагента.

А на BFM ссылаться несколько забавно, я им уже указывал, что они излагают то, чего не было - в ответ только удаление комментариев.
Митин Владимир
В чем вообще преимущество таких сервисов? Только лишь в том, что не нужно стоять в очереди? Или они продают билеты дешевле?

Не все имеют возможность и желание бронировать билеты через Интернет.
К тому же не все понимают, что через сайт перевозчика можно купить более дешевые и удобные билеты, чем через сайт или живой офис посредника.

Судя по сайту “Авиа Центра”, субагентами этой компании являются более сотни туристических компаний, которые в общей сложности  имеют свыше 280 офисов в Москве и 53 регионах РФ и которые имеют возможность зарабатывать на каждом проданном авиабилете от 3 до 8% от его стоимости.

Предположим, в случае, затронувшем интересы более чем 6000 авиапассажиров, всему виной некорректное поведение ООО “Эвитерра Трэвел” (организатор онлайн-сервиса Eviterra.com). Но где гарантия, что при такой организации финансовых потоков все остальные сто с лишним субагентов “Авиа Центра” и ныне, и присно, и во веки веков будут отличаться отменной финансовой корректностью? То есть где гарантия, что в обозримом будущем не возникнут новые тысячи обманутых авиапассажиров?