НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Можно ли прожить без круглой печати?

Андрей Колесов
15.01.2014 20:33:25

В СМИ появилась информация о том, что со следующего, 2015-го, года коммерческие организации – ООО и АО (общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества) могут обходиться без использования такого ключевого артибута деловой жизни как круглая печать. Минэкономразвития обещает внести такой закон на рассмотрение Госдумы до конца 2014 года. В комментариях российских наблюдетелей по этому поводу явно видны позитивные (если не сказать, восхищенные) отклики, что я, признаться, скорее, испытываю разочарование. "Поздно, слишком поздно", как говорила королева Елизавета в фильме "Влюбленный Шекспир".

Прежде всего, нужно понять, в чем суть ожидаемого нововведения. Речь идет только о процедуре регистрации бизнес-структуры: в настоящее время уже при регистрации новая компания должна иметь такую печать. В будущем же собственно при регистрации печать будет не понадобится, но она все равно будет нужна при оформлении ряда деловых документов (например, двусторонних договоров, путевых листов, трудовых книжек).

Некоторые такие документы уже сейчас можно оформлять в электронном виде с помощью ЭПЦ, но является ли такое новшество инновацией – большой вопрос (инновации – это не просто новшество, а такое, которое приводит к повышению эффективности работы).

Сегодня стоимость изготовления круглой печать в минимальном варианте начинается от 300-400 руб., время выполнения заказа – 1-2 дня (можно и быстрее).
По данным СМИ, цены на ЭЦП сейчас стартуют от 1500 руб.
При этом обычная круглая печать может служить всю жизнь деятельности компании, а срок сертификата ЭПЦ – 1 год.

Вот такие странные инновации.
Так что революционным будущий закон назвать очень сложно, скорее, речь идет об устранении явных рудиментов советско-бумажного прошлого (причем – только для коммерческих, но не для государственных структур). И в этой ситуации возникает вопрос: зачем для решения такого не очень сложного вопрос нужно ждать еще целый год?

Да, процесс адаптации нашей экономики к современным вызовам времени и новым технологическим воможностям идет как-то уж очень эволюционно...

Комментариев: 17

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

16.01.2014 02:15:13

Вот пример, когда круглая печать из, как вы сказали, рудимента может превратиться в инструмент защиты при возникновении юридических ( в случае, если стороны не достигли внесудебного компромисса) разногласий, к примеру, ЗАО "Компания и Ко" и налоговой службы. ЗАО отправило в электронном виде отчёт об уплате НДС по итогам квартала, получило электронную квитанцию о принятии отчёта, но... Реалии жизни таковы, что при прохождении плановой проверки аудитор выразил сомнение в том, что квитанция прошла регистрацию на сервере налоговой или, что ещё хуже, слетела бухгалтерская программа с предустановленными ключами безопасности и сертификатами соответствия. Как бухгалтеру доказать, что отчёт таки был отправлен? А так у него на руках неплохой противовес - груз вещественных дрказательств в виде дублирующей бумажной квитанции, заверенной печатью налоговой.

16.01.2014 08:55:04

Бумага совершенно не обязательна. Например, при отправке документов через ДиаДок (Контур-Экстерн) после отправки документов можно скачать себе и положить в надежное место архив, содержащий сам отправленный документ/файл, подписанный электронной подписью, и протокол приёма документа/файла тоже с электронной подписью.
Если счета-фактуры отправляются через этот самый ДиаДок (других операторов не рассматривал, поэтому промолчу), то имеешь полное законное право, при требовании налоговой предоставить первичку, послать их к спецоператору.

16.01.2014 10:03:41

Да, это так. Но сколько стоит услуну использования ДиаДок и сколько стоит использование ЭЦП?

16.01.2014 11:07:38

Моё руководство считает, что оно в выигрыше.
На одной чаше весов затраты на услуги ДиаДок и ЭЦП.
На другой (в моём случае):
- Бумага
- Покупка и обслуживание принтеров, картриджей, тонера
- Фельдъегерская почта
- Архивное хранение документов (стелажи, папки, арендованная офисная площадь, трудозатраты персонала по копанию в бумажных документах)
- Достаточно регулярная распечатка копий для налоговой и аудиторов.

16.01.2014 09:59:55

Все подобные конфликты (если не решаются полюбовно) решаются в суде.

Если аудитор в чем-то сомневает, то он должен образщаться в суд. И тусть оплачивает судебные издержки в случае проигрыша в суде.

В ECM давным давно есть такое направление как e-Discovery (электронное расследование). Как решаются все подобные конфликты с оправкой почты, давно известно. Это задача для ИТ-студента третьего курса.

Как это квитанция о регистрации может прийти без регистрации на сервере налоговой инстпекции? Вы хотите сказать, что квитанция поддельная? Так пусть аудитор проверит протоколы работы налогового сервера. Пусть он узнает пришел ли отчет в налоговую. В чем проблема-то?

16.01.2014 11:58:55

Цитата
Как это квитанция о регистрации может прийти без регистрации на сервере налоговой инстпекции?
Нет, я не хотел сказать, что квитанция поддельная. Всё проще.
Квитанция может не прийти в период сдачи месячной, квартальной отчётности. В моей практике такое было - мне не пришло подтверждение о том, что налоговая получила мой отчёт, хотя он и был подписан ЭП удостоверяющего центра (кстати, подконтрольного самой налоговой). Впрочем не исключено, что этот инцидент был связан с моим софтом, как не исключено и то, что отчёт был просто не подписан ЭП. Собственно, я вовремя заметил это и отправил отчёт повторно. Инцидент был исчерпан благополучно.

16.01.2014 12:56:34

Ну, так вы не получили подтверждения - о чем тогда речь? Раз не получили, то значит вы не сдали отчет.

А в чем тут может помочь бумажная круглая печать? Вы можете сделать финотчет, распечатать, поставить печать и отправить по
почте. А конверт с отчетом потеряется... Или вы его просто забудете отправить по почте...

При чем тут бумага или э-почта?

16.01.2014 13:10:51

При том, что наличие отчёта в бумажном виде и с круглой печатью снимает часть рисков. При чём тут электронная почта? При том, что отчёт может затеряться не только при отправке по обычной почте, но и по электронной. Кстати, за не вовремя сданный отчёт предусмотрены штрафы. Хорошо бы услышать мнение практикующих бухгалтеров, чтобы узнать как обстоит дело.

16.01.2014 13:18:43

Я меня есть знакомая бухгалтер. Она ездил по всей Европе с ноутбуком и общается со всеми контрагентами (компании, банки, налоговая) только через Интернет. Нет проблем.

16.01.2014 18:40:49

К такой модели работы и нужно стремиться, привязка к рабочему месту должна отойти в прошлое. Увы, что касается моего случая, он (по крайней мере в Украине) не носит частный характер - бухгалтерские форумы просто завалены просьбами и рассуждениями по поводу настройки цифровых подписей, их совместимости и др. С другой стороны, можно списать это на некую "безграмотность" населения - у бухгалтеров не столько нет желания осваивать новый инструмент подачи отчётности (с этого года - основная отчётность только в электронном виде в Украине), но и сам он подчас далёк от идеала: слишком сложные настройки, онлайн-бухгалтерия ещё одной компании (не буду её рекламировать) зависает изредка, не может подгрузить сертификаты с хранилища... Всё это делает процесс обмена документами с налоговой болезненным процессом, увы. За Россию не скажу, но ощутил на себе сложности по обмену бухучетностью (я помогаю её вести своей матери) с налоговой в Украине. Надеюсь, месяц-другой и проблем с отправкой документов и приёмом квитанций "устаканится".

16.01.2014 20:47:38

Разумеется, проблемы есть. Но это все типичные проблемы "переходного периода".
Я только хочу сказать, что и круглая печать с бумажными документов сама по себе не гарантирует от проблем. А нажежность и удобство электронного общения в общем случае намного выше по сранению с бумагой.

И одна из наших задач является как раз в том, чтобы побыстрее пройти "переходный период", чтобы все быстрее "устаканилось".

"Раньше сядешь - раньше выйдешь". Да, осваивать новшеста непросто, но освоив их вы получаете реальные конкурентные преимущества.

28.01.2014 11:16:42

Слава богу наше законадательство строиться еще на презумпции невиновности. И в случае возникновения каких либо вопросов и сомнений не Вы должны доказывать свою правоту, а вопрошающая сторона Вашу вину. В Вашем конкретном случае, хотел бы выразить сомнения в компетенции аудитора и не знании им порядка прохождения налоговой отчетности в электронном виде. В дополнении - сейчас большинство специализированных операторов работают через "облако" и все Ваши переданные отчеты и все подтверждающие квитанции к ним хранятся на их серверах. И что бы не случилось с Вашим компьютером и установленным на нем ПО Вы всегда сможете войти в свою учетную запись и получить весь архив переданных отчетов и подтверждающих квитанций к ним.

28.01.2014 18:20:49

Я не очень понял, к какому тексту относится этот комментарий? К посту или к комментарию Сергея?

28.01.2014 18:34:52

Я видимо не правильно оформил ответ. Мое сообщение предназначено в ответ на самый первый пост Сергея Стельмах. Если это возможно передвиньте его туда.

28.01.2014 18:54:55

К сожалению, у меня нет прав на такую корректировку. Самый простой вариант: просто продублируйте свой текст туда.

28.01.2014 20:50:59

Сделал, но почему то опять упало вниз. Не понимаю почему. Нажимал "ответить" в его посте.

29.01.2014 08:36:33

Странно, никогда такого не было. Нужно нажать "Ответить" внизу комментария, потом "отправть".

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии