Кстати, можно поздравить с почином – руководителя Росархива видела сегодня впервые. Не жалует нас присутствием на профильных конференциях. Но, судя по достаточно оптимистичному выступлению, попробую предположить, что теперь встречи могут случаться чаще. По крайней мере теперь, зная об этом ежегодном заседании, не реже раза в год:-) Также будем надеяться, что заблаговременная публикация информации о подобных мероприятиях станет доброй традицией
Говоря о сегодняшнем заседании, не знаю, был ли кто еще из нашего цеха в зале помимо меня и коллеги из ИТАР-ТАСС. Скорее нет. В перерыве организаторы сказали, что зал на две трети состоял из представителей различных ведомств и архивистов. Вопросы по докладам в конце выступлений докладчиков задавать не предполагалось. Председатель предложил передавать их из зала в письменном виде. Ответы на них предполагались в конце заседания. До перерыва (пока присутствовала) вопросы на листочках передала я и коллега из ИТАР-ТАСС.
Президиум сегодняшнего собрания был отмечен не только руководителями гос. архивов (и Москвы, и Санкт-Петербурга), но и представителями, возглавляющими организации, которые не в ходят в состав Росархива. А именно заседание с докладом посетил ректор РГГУ.
Помимо ситуации с заработной платой сотрудников архивов (составляющей от 67 до 87% от уровня средней зарплаты в столице), вопросов укомплектованности кадрами, организации историко-документальных выставок, обеспечения информационной поддержкой мероприятий, подготовки сборников документов, работы по рассекречиванию архивных документов и работы интернет-портала «Архивы России», строительства и реконструкции зданий архивов, оцифровки документов - безусловно, важных событий в жизни Росархива, остановлюсь на тех аспектах доклада руководителя Росархива, которые, с моей точки зрения, наиболее актуальны сегодня, вызывают интерес и желание проследить перспективу развития событий.
Что насторожило, вернее, продолжило настораживать. Готовится законопроект, который предусматривает значительное сокращение сроков ведомственного хранения документов по личному составу – с 75 лет до 15. Причина тому – стремление сократить расходы бюджетов всех уровней на содержание этих документов. Собственно об этом еще летом прошлого года говорил зам. руководителя Росархива Олег Наумов в интервью, когда разговор зашел о кадровой документации. Тогда прозвучало: «Пенсионный фонд боится, что их электронная система может рухнуть».
Теперь уже известно, что соответствующий законопроект подготовлен совместно с Минкультуры, Минтруда и Пенсионным фондом РФ. Может, доработал отказоустойчивость своей системы? Немало тревожных мыслей вызывает предполагаемая краткосрочность хранения и, в дальнейшем, лишь один источник получения нужной и очень важной информации. Тем более, судя по приведенному докладу, в минувшем году 5 тыс. обращений граждан в аппарат Росархива были связаны как раз социальной защитой, предусматривающей их пенсионное обеспечение, получением льгот и компенсаций. То есть, спрос на такую информацию не мал и здесь, наверное, прежде чем сокращать срок хранения документов по личному составу, целесообразно, как минимум, проследить динамику таких запросов – будут ли они уменьшаться или наоборот возрастут после того как проект станет законом.
В параллель с внесением законопроекта в Гос. Думу планируется его общественное обсуждение. В соответствии с принципами «Открытого правительства».
И отмечу еще поистине широкомасштабную работу по созданию Перечней, стартовавшую в 2011 году. Сегодня о ней говорилось немало. В частности, о согласовании перечней документов, создание, хранение, использование которых осуществляется в форме электронных документов при организации внутренней деятельности федеральных органов гос. власти. Не все на бумаге – это радует!
Конечно, не обошли вниманием готовящийся «Перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения». По словам г-на Артизова в настоящий момент документ проходит согласование в ЦБ РФ. И «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в гос. органах, органах местного самоуправления и организациях». Его разработка должна быть завершена в этом году. Как отметил докладчик, документ на сегодняшний день вызывает много вопросов, связанных с проблематикой электронного формата и отметил, что для общественного обсуждения Правила будут опубликованы на сайте Росархива.
В ближайшей перспективе, в том числе, планируется расширение практики оказания информационных услуг в электронном виде за счет внедрения в работу справочно-информационных центров и федеральных архивов единой автоматизированной системы регистрации, учета и контроля исполнения запросов.
Что касается приема документов на хранение, то в планах пока еще значится «подготовить совместно с Минкомсвязи предложения по обеспечению централизованного приема, хранения и доступа к электронным документам, а также созданию соответствующей инфраструктуры». А до тех счастливых пор, видимо, будет работать другой приведенный в программе доклада аспект: «принять участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы межведомственного электронного документооборота органов государственной власти и архивного хранения электронных документов».
Известно, что от комплектующих организаций документы пока еще поступают на архивных дисках (в РГАНТД), массового приема делопроизводственной документации в электронном виде пока нет. Когда планируется отказаться от дисков тоже пока не ясно. Но не похоже, что это перспектива этого года.
Следим за развитием событий.
Как я понял, что кадровая информация как хранилась в бумажном виде, так и будет харниться в таком же. Только не 75 лет, а 15.
А почему 15, а не 3 года? 75 лет - это понятно, срок трудовой деятельности + пенсия. А что такое 15 лет?
Все остальное: опять рассказы о будущих планах (но не о сделанном) причем в очень-очень туманной формулировке.
Опять обещания про какие-то общественные обсуждения...
В общем, все как и раньше, как обычно...
Посмотрим, почему выбран такой срок хранения в законопроекте должно быть обоснование в пояснительной записке.