НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Сможет ли МЭДО решить вопросы "межорганного" документооборота?

Для начала поясню используемые в заголовке термины.
МЭДО – это система Межведомственного ЭДО, созданная и поддерживаемая Федеральной Службой Охраны (ФСО) и используемая для обмена разного рода электронными документами (разного рода, директивы, нормативно-правовые акты и пр.) между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), не нужно путать ее с разного рода технологиями и решениями межорганизационного ЭДО, типа обмена счетами-фактурами или сдачи отчетности в ФНС.
[spoiler]
"Межорганного" – это новой словцо, которое я только что придумал. До сих пор у нас использовались другие определения для разного рода "межоборота", в том числе "корпоративного" (когда шла речь о взаимодействии коммерческих организаций), "межведомственного" (на уровне именно федеральных ведомств-министерств), "межорганизационного" (в самом общем случае). Но этих терминов сегодня явно недостаточно.
В частности, появляется новый вид взаимодействия – внутри системы широкого спектра органов власти и подведомственных им организаций. Термин "межведомственный" тут не очень подходит, поскольку речь все же идет не о ведомствах. Да и структура взаимодействия тут совсем другая, если применить такую аналогию, то "межведомственный" – это что-то вроде линейной, одномерной структуры, то "межорганный" – это дву- или даже трех- мерная структура.
Кстати, нужно бы придумать еще термин для обозначения взаимодействия госорганов со своими клиентами (частные и юридические лица), получается что-то вроде "органно-клиентский документооборот".

Теперь по сути поста.

В прошедшем апреле тема МЭДО опять всплыла на российском рынке гос-СЭД (документооборот госорганов). Причем, в полном соответствии с диалектическим законом развития по спирали – на некотором новом качественном уровне.

Тут стоит напомнить, что впервые термин МЭДО объявился летом 2009 года. Вот сейчас нашел первую статью PC Week, где он упоминается – Российские СЭД движутся в сторону ECM (кстати, увидел там термин, который я считаю очень удачным для обозначения проблематики – "документационное взаимодействие", вместо "документооборота" или "обмена документами"). Статья опубликована в ноябре 2009 года, но обсуждение тему началось еще летом, когда в СМИ появились бодрые новости о том, что пробелам электронного документооборота между госструктурами будет решена со дня на день.

История проекта вкратце такова. Он начинался в рамках проводимой тогда реформы системы госуправления, в том числе на основе быстрой и полной электронизации страны, которую инициировал вставший у руля страны президент Медведев. Собственно реформой занимался выделенный вице-премьер правительства Сергей Собянин. Один из элементов этой реформы должно было стать перевод на качественно новый уровень документационное взаимодействие органов, и создание такое системы решили поручить ФСО.

Такой выбор исполнителя – это отдельный разговор. Я считаю, что такой выбор, мягко говоря, неудачным, он изначально предопределил все последующие проблемы проекта.

Так вот тогда, уже почти пять лет назад, поначалу о МЭДО говорили довольно много и позитивно, но уже к концу 2009 года обсуждения сошли "на нет", а потом тема как-то исчезла вовсе. Т.е. проект как-то шел, но было такое впечатление в его успех перестали верить даже его активные участники.

И вот, спустя почти пять лет тема опять выходит в поле общественного внимания. Причем – это очень важно – не усилиями не "сверху", а "снизу".  Не в виде обещаний от руководства страны, а в виде, фактически требований, региональных структур о необходимости налаживания реального "межорганного" электронного документационного взаимодействия, в том числе с помощью этого самого МЭДО.

Но здесь сразу возникает несколько вопросов, и я сейчас хочу обозначить только наиболее важные из них.

1. Самое главное – о проекте МЭДО, по большому счету, практически ничего неизвестно в открытом доступе. Известно только то, что он как-то существует и что его выполняет ФСО. На этом информация заканчивается. Причем, из общения с разными ИТ-представителями региональных и муниципальных органов власти в последние недели, складывает устойчивое впечатление, что и у них знания о проекте тоже примерно на таком же уровне.

2. МЭДО можно назвать системой "электронного документооборота" с большой натяжкой. Эта система не исключает, а лишь дополняет традиционную схему обмена бумажными документами. Более того, нужно понимать, что в МЭДО "ходят" не документы, а лишь их сканы, которые сегодня никакой юридической силы не имеют.
Т.е. вместо одного контура документооборота создаются два параллельных, которые нужно синхронизировать и пр.
Короче говоря, получается крайне сложная система, в которой негативные аспекты быстро перевешивают позитивные.

3. Не очень понятно, насколько МЭДО жизнеспособна как таковая.
Прежде всего, складывается впечатление, что система развивает без наличия сколь-нибудь продуманного проекта, как в технологическом, так и в организационном плане. Работы ведутся, что называется "с колес", "решения проблем по мере их поступления".
И вызывает сомнение в оптимальности архитектуры решения, которое основано на идей использования электронной почты, а не единых хранилищ документов.

Разумеется, это не все вопросы и не все проблемы проекта. Собственно, я написал этот пост для того, чтобы обозначить сейчас "актуализацию" проблемы электронного документационного взаимодействия и темы МЭДО, как возможного варианта решения этой проблемы.

Далее будем рассматривать эти вопросы подробнее…