НовостиСобытияКонференцииIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Кто является драйвером российского СЭД-рынка?

В рамках подготовки очередного ревью по теме мы провели опрос экспертов из числе представителей СЭД-поставщиков. Его результатом стала статья-обзор Российский рынок СЭД/ECM на пороге третьего десятилетия. Но, к сожалению, из-за ограничений объема бумажного номера в статью не вошли полностью все вопросы, которые мы задавали нашим экспертам.
Мы решили опубликовать полученные ответы в формате блога.

В этом посте – экспертные мнения по одному из вопросов: какова роль разных категорий участников рынка (регулятор - поставщики – заказчики) в деле. "мотивации развития рынка"? В целом в экспертном сообществе уже давно и весьма единодушно сходятся во мнении, что одним из основных тормозов развития рынка является отставание в его нормативно-законодательном регулировании. Но кто должен решать эти вопросы? Какова в этом роль самой отрасли, в первую очередь ИТ-поставщиков?

Вот полученные ответы

====================================================

Алексей Сабанов (заместитель генерального директора компании "Аладдин Р.Д.")
Основная роль принадлежит регуляторам. Заказчики лишь выполняют предписания нормативной базы. Казалось бы, основная роль в регулировании ЭДО должна принадлежать Минкомсвязи как главному ответчику информатизации. Как член Экспертного совета по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ, могу заметить, что современные чиновники, как и в советские времена (видимо, сказывается наследие, хотя уже и поколение сменилось), не научились слушать экспертов. На заседании говорятся дельные вещи, но чиновники заявляют «у нас свой план» и идут по этому плану. Разумеется, в плане практически нет ничего революционного и работающего на перспективу.
Зачем тогда собирать экспертные советы? Если только для «галочки».
Кстати говоря, такое положение дел наблюдается не только в Минкомсвязи РФ…

Альбина Кожевникова (руководитель отдела маркетинга компании ELMA)
Единственное, что могут сделать сами IT-поставщики - это работать над простотой и доступностью систем, чтобы ускорить процесс перехода организаций на СЭД и чтобы никто не боялся долгой и тяжелой адаптации. Не думаю, что вмешательство в юридические вопросы как-то поможет в этом деле.

Владимир Андреев (президент компании "ДоксВижн")
Ответ тут зависит от того, какой какой аспект развития рынка мы рассматриваем. Если говорить о развитии СЭД как таковых, то они прекрасно развиваются и без какого-либо регулирования. Процессы документооборота - один из элементов общей системы управления организацией, в развитии и оптимизации которой заинтересована любая компания, что заставляет переходить к автоматизации данного типа процессов. Что же касается безбумажного документооборота, то тут, безусловно, камнем преткновения являются позиция регулятора и его активность в развитии законодательной базы. Сейчас пока еще существует целый комплекс вопросов, которые тормозят очередной виток развития отрасли: это и неразрешенная пока проблема долгосрочного хранения электронных документов, и отсутствие требований и стандартов в этой области, что препятствует автоматизации, например, кадрового делопроизводства. Другая проблема - передача электронных документов в судебные инстанции и обязательства по рассмотрению электронных документов в качестве свидетельств. Проблемы, безусловно, есть, и в их разрешении правительство играет решающую роль. Поставщики могут только предлагать технические решения. В то же время, государство является основным заказчиком СЭД и развивает технологии именно безбумажного документооборота, что, безусловно, внушает надежды на будущее. Роль поставщиков в развитии рынка заключается в том, что мы ищем новые варианты использования СЭД и предлагаем их заказчикам, что, безусловно, оживляет рынок.

Вадим Ипатов (заместитель генерального директора компании «ИнтерТраст» по развитию бизнеса)
Если говорить о всем многообразии преимуществ ЭДО, то соответствие нормам, ведение дел в соответствии с требованиями регуляторов — это только часть решаемых задач и получаемых выгод. Многие наши заказчики используют СЭД далеко не в интересах сохранения свидетельств на случай будущих разбирательств, поиска виновных или для исполнения обязательств в соответствии с нормативными актами. СЭД является инструментом поддержки оперативной деятельности. И в этой части еще многое можно сделать в плане развития отрасли.  

Владимир Алеев (заместитель директора департамента корпорации ЭЛАР)
Если смотреть на рынок автоматизации документооборота в целом, то нельзя вести речь об одном регуляторе. Минкомсвязь, Минкульт в лице Росархива, отраслевые ведомства, обеспечивающие массовое обслуживание юридических и физических лиц, правоохранительные и силовые структуры, фискальные органы – все они являются регуляторами, задающими правила игры и существенно влияющими на подходы к формированию рынка. Ожидания и, как следствие, воздействия на рынок указанных регуляторов разнятся, - от минимального отступления от традиционного бумажного документооборота только на экране (например, военная приемка на оборонных предприятиях), до полного перехода на электронное взаимодействие между подразделениями и при взаимодействии с внешними субъектами, закрепленного на уровне федерального законодательства (ФНС России, ФТС России).
Глобально решить обозначенную проблему можно только совместными усилиями наиболее прогрессивных регуляторов, заказчиков, имеющих опыт крупных внедрений и ИТ-поставщиков. Формирование пула «лучших практик», разработка и узаконивание, как обязательных, единых стандартов обработки документов, - вот задачи, которые в ближайшее время необходимо решить сообществу.

Петунин Ярослав (генеральный директор "ПостБС")
Решать подобные вопросы, безусловно, должен регулятор, поскольку ИТ-поставщики не влияют на принятие законов. Основная же роль ИТ скорее просветительская. Нужно "донести" до регулятора преимущества СЭД, убедить в безопасности решений и т.п.

Василий Анфиногентов (директор отделения автоматизации деловых процессов компании "ФОРС")
Особенность нашего рынка заключается в том, что регулятор действительно играет ключевую роль в вопросе его развития. Там, где государство требует наличия определенных автоматизированных функций, развитие идет семимильными шагами, достаточно вспомнить о развитии СМЭВ за последние годы. Государственный заказ формирует мощнейшие точки роста. В то же время, неразвитость нормативной базы в отдельных областях является  сильнейшим сдерживающим фактором. Решить эти вопросы, конечно же, может только законодатель, но никак не заказчики и не интеграторы. Роль ИТ-отрасли здесь очень невелика, возможности обратиться к регулятору напрямую ограничены, но косвенно это возможно. Ведь в ходе ведущихся в  госучреждениях проектов они сами сталкиваются с препятствиями в виде ограничений нормативной базы, вследствие чего возникает понимание того, к чему это может привести. А наша задача – пояснить это на конкретных примерах.

=====================================

Некоторые мои личные выводы

Из ответов видно, что роль драйвера рынка отдается экспертами регулятору. При этом роль поставщиков (да и заказчиков) сводится к "исполнению законов",

Все это довольно странно, говорит о какой-то ненормальной ситуации на рынке). Все же  на рынке главным является спрос, т.е. потребности заказчиков.
Регулятор по сути является органом рынка, который в интегрированном виде должен отражать интересы рынка и интересы общества в целом.

У нас же регулятор выглядит как некоторая "высшая сила", которая никак не связана с рынком и с обществом. Отрасль практически полностью отстранена от формирования регулирующих требований, при том, что "по-нормальному" должна как раз активно участвовать в такой работе.

В общем, именно "не очень нормальная" схема управления рынком видится одной из основных проблем его развития..
Колесов Андрей
Система, которая удовлетворяет требованиям регулятора и система, которая существенно повышает эффективность работы, - это совершенно разные систему.

Готов согласиться с этим тезисом, то такое положение вещей видится абсолютно ненормальными.

Да, правила дорожного движения несколько органичивают "желания" некоторых (именно некоторых!)  конкретных автоводителей в конкретных ситуациях (именно в конкретных, а не всегда). Но в целом ПДД нацелены именно по повышение эффективности дорожного движения и в 90-99%% случаев служат интересами именно водителей.
Королевский Дмитрий
По аналогии с ПДД  следует конкретизировать территорию применения правил документооборота. Отложим в сторону движение за «кирпичами» по закрытым дорогам (каналам связи) для спецтранспорта, и «за заборами» на территориях ведомств и предприятий - там регулируют те, кому положено.
По электронным дорогам общего пользования регулировщик движения - Минкомсвязь  (за исключением машин с «мигалками»). Долговременную стоянку на оборудованных площадках (электронных архивах) также регулируют Росархив и Минкультуры. А кто регулирует парковку и въезд в ворота (обмен электронными документами)? У каждого начальника «ворот» свои правила.
Есть общие требования (ГОСТы), которые утверждает Росстандарт, так они же добровольные, на усмотрение начальников «ворот» и водителей. Пока не будет выгодно всем, придется пользоваться услугами коммерческих сервисов  по доставке в нужные «ворота» и «разгрузке» электронной почты, или привозить ее самим, парковаться,  где удастся, «выгружать и заносить» электронные документы вручную.    
Колесов Андрей
Я думаю, что представление о том, что регулятором СЭД-рынка является Минокмсвязи - это большая иллюзия. Которую создает само МКС.