НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Как подружить наши госуслуги с электронными документами?

Андрей Колесов
06.06.2014 22:16:34

Минкомсвязи опубликовало проект постановления правительства с таким длинным названием: "Об утверждении требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ)". Кажется, именно этот документ стал детонатором к очередному всплеску обсуждения проблем госуслуг в кругах электронно-государственной общественности и, в частности, послужил поводом для появления статьи Игоря Синяева Где взять новые рельсы увязнувшему локомотиву под названием «Электронное правительство»? и последующей за этим дискуссии в ECM-Фейсбук-группе.

Мне кажется, что уже само заголовок статьи содержит в себе довольно ясный намек на то, что проблема, вполне возможно, совсем не в рельсах, а в чем-то другом. Может быть, в самом локомотиве или в его машинистах. А может быть, в проектировщиках, нарисовший на бумаге путь, которые в реальности является не очень реализуемым.

Действительно, все это как-то странно: в то время, как для огромной части общества электронные документы уже давным-давно стали нормой жизни, наши госуслуги никак не могут оторваться от бумаги… Вот например, регистрация нового автомобиля в ГИБДД или получение загранпаспорта – через сайт можно только записаться на прием, а сдавать документы – как всегда, личной явкой, через окошечко.

По ходу разговора на Фейсбуке речь зашла об отчетности за командировку и о необходимости сдачи в бухгалтерию именно бумажной распечатки е-авиабилета и посадочного талона (я там упомянул про е-авиабилеты, напомнив о том, какие жаркие споры об их надежности шли еще 3-4 года назад, и спросив: кто из спорящий в последние раз покупал "бумажный билет").

Очень интересный пример, который отлично демонстрирует странности нашей приверженности бумаге.

Не знаю, зачем бухгалтерии нужен посадочный талон (в советские времена его не нужно было сдавать), там нет цены, которую предприятие должно вернуть сотруднику. Цена есть в е-билете.

Но давайте начнем с того, что то, что мы часто называем е-билетом, билетом не является - это маршрутная квитанция (выписка из билета, подлинник которого хранится в базе данных авиакомпании). И самой важной информацией там является номер билета, по которому можно найти сам билет в базе данных.

Для отчетности в бухгалтерию нужно сдавать не файл, полученный по е-почте от авиакомпании, а его распечатку.

Но тут виден вот какой забавный парадокс: т марштурная квитанция в виде письма е-почты (его можно вынуть из почтового клиента в виде автономного EML-файла) - это вполне документ, в том числе по российским законам (он содержит Простую Э-подпись отправителя).
А распечатка, которую мы сдаете в бухгалтерию - это бумажка, в которой при желании вы можете проставить ЛЮБУЮ сумму.

Так вот скажите: почему по нашим законам бухгалтерия принимает в качестве отчета бумажку, которую может сделать любой школьник, но не принимает нормальный, общепризнаный во всем мире, документ с электронной подписью?

Комментариев: 11

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

07.06.2014 11:59:15

Да просто все. Неучи! Откуда они знают все это? Это программисты должны думать! А им, бухгалтерам зачем?

07.06.2014 13:42:05

потому что бухгалтерию проверяет налоговая.
А налоговая не умеет проверять достоверность электронных документов.
Для налоговой все хорошо, когда все документы подшиты в дела, дела учтены в номенклатуре дел, и на всех документах должны быть подписи и печати.
А е-билет к делу не пришьешь.
Думаю так.

07.06.2014 13:56:48

Вот тут и сидит главная проблема: почему мы, граждане страны, должны за счет своих затрат (усложнение своей жизни), должны обеспечивать комфорт каких налоговиков, лишь потому, что лень оторвать ... от стула?

Но проблема, на самом деле в другом: в дефектах нашей системы бухгалтерской отчетности.
У нас система построена на принципе "презумции виновности налогоплательщика", которые должен, в данном случае доказывать, что он потратил не 200, а 100 рублей.
На самом же деле, если у налоговой есть сомнения, то именно она должна доказать свою правоту.

Именно в этом должна быть роль судебной системы в вопросах управления документами - решать конфликты.
Проще говоря, если у налоговой есть сомнения в представленной отчетности, то она должна решать эти вопросы через суд, а не звонком ("принесите-ка мне еще дополнительные документы")

Проблема в том, что у нас ОЧЕНЬ многие контрольные функции переданы из судебной системы в ведомственные органы, которые становятся "царем и богом", Вот в чем проблема.

07.06.2014 15:47:44

По-моему налоговая у нас, чуть ли не главный двигатель прогресса в области ЭД. Там скоро вообще все только в электронном виде можно будет подавать. Или что-то путаю?

07.06.2014 17:14:01

Это да, они - передовики.
Но вот знаю человека, который открыл свою фирму в Австралии.
Он говорил, что никаких бумаг типа свидетельства о регистрации не было, а появилась запись о его компании на каком-то официальном сайте. И этого было достаточно, чтобы начать трудиться.
Так что здесь еще есть над чем работать и работать.

07.06.2014 17:39:59

Никакие они не передовики.
Они передовики на фоне крайне общей отсталоссти

07.06.2014 13:47:43

Категорически не согласен, что бухгалтеры (да и и любые другие специалисты) - неучи. Это категорически не так!
Не нужно системные проблемы сводить до уровня "виноват стрелочник",

07.06.2014 15:49:46

А я не про стрелочника. У них есть свой начальник стрелочников, который считает, что кроме бухгалтерской науки ему ничего знать не положено. И стрелочников тому-же учит.

07.06.2014 17:09:49

Вадим, мы с вами на эту тему уже давно говорим.
Модель нашей страны - это не развитие, а удержание текущей ситуации. В ориентации на такую модель (она у нас с 14 века) у нас строится модель управления страной. Не развитие, а консервация существующий порядков,
Измение порядков идет только когда возниет угроза "революции". А посколькую "верхи" идут на это вынужденно, то они это делают половичато, плохо. Не потому что онги глупые, а потому что такие изменения идут вразрез с их стратегическими интересами.

В чем проблема госуслуг? В том, что автоматизация повышает прозрачность и требует прозрачности. А в прозрачности никто не заинтересован.

И полуается замкнутый круг, в котором мы оказались. Вроде бы нужно бороться за повышение эффективности и повышение производительности труда. Без это мы пропадем как страна. Но это требует другим методов управления. А этого не хочет "власть имущие". И получает патовая ситуация, в которой мы болтаемся.

07.06.2014 17:17:25

Цитата
В прозрачности никто не заинтересован

Это точно smile:(

07.06.2014 16:14:58

Андрей, задайте ваш вопрос:

Цитата
Почему по нашим законам бухгалтерия принимает в качестве отчета бумажку, которую может сделать любой школьник, но не принимает нормальный, общепризнаный во всем мире, документ с электронной подписью?

бухгалтеру любого уровня. Многие вас вобще поймут?

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии