НовостиСобытияКонференцииIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Как подружить наши госуслуги с электронными документами?

Минкомсвязи опубликовало проект постановления правительства с таким длинным названием: "Об утверждении требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ)". Кажется, именно этот документ стал детонатором к очередному всплеску обсуждения проблем госуслуг в кругах электронно-государственной общественности и, в частности, послужил поводом для появления статьи Игоря Синяева Где взять новые рельсы увязнувшему локомотиву под названием «Электронное правительство»? и последующей за этим дискуссии в ECM-Фейсбук-группе.

Мне кажется, что уже само заголовок статьи содержит в себе довольно ясный намек на то, что проблема, вполне возможно, совсем не в рельсах, а в чем-то другом. Может быть, в самом локомотиве или в его машинистах. А может быть, в проектировщиках, нарисовший на бумаге путь, которые в реальности является не очень реализуемым.

Действительно, все это как-то странно: в то время, как для огромной части общества электронные документы уже давным-давно стали нормой жизни, наши госуслуги никак не могут оторваться от бумаги… Вот например, регистрация нового автомобиля в ГИБДД или получение загранпаспорта – через сайт можно только записаться на прием, а сдавать документы – как всегда, личной явкой, через окошечко.

По ходу разговора на Фейсбуке речь зашла об отчетности за командировку и о необходимости сдачи в бухгалтерию именно бумажной распечатки е-авиабилета и посадочного талона (я там упомянул про е-авиабилеты, напомнив о том, какие жаркие споры об их надежности шли еще 3-4 года назад, и спросив: кто из спорящий в последние раз покупал "бумажный билет").

Очень интересный пример, который отлично демонстрирует странности нашей приверженности бумаге.

Не знаю, зачем бухгалтерии нужен посадочный талон (в советские времена его не нужно было сдавать), там нет цены, которую предприятие должно вернуть сотруднику. Цена есть в е-билете.

Но давайте начнем с того, что то, что мы часто называем е-билетом, билетом не является - это маршрутная квитанция (выписка из билета, подлинник которого хранится в базе данных авиакомпании). И самой важной информацией там является номер билета, по которому можно найти сам билет в базе данных.

Для отчетности в бухгалтерию нужно сдавать не файл, полученный по е-почте от авиакомпании, а его распечатку.

Но тут виден вот какой забавный парадокс: т марштурная квитанция в виде письма е-почты (его можно вынуть из почтового клиента в виде автономного EML-файла) - это вполне документ, в том числе по российским законам (он содержит Простую Э-подпись отправителя).
А распечатка, которую мы сдаете в бухгалтерию - это бумажка, в которой при желании вы можете проставить ЛЮБУЮ сумму.

Так вот скажите: почему по нашим законам бухгалтерия принимает в качестве отчета  бумажку, которую может сделать любой школьник, но не принимает нормальный, общепризнаный во всем мире, документ с электронной подписью?
Менщиков Дмитрий
Это да, они - передовики.
Но вот знаю человека, который открыл свою фирму в Австралии.
Он говорил, что никаких бумаг типа свидетельства о регистрации не было, а появилась запись о его компании на каком-то официальном сайте. И этого было достаточно, чтобы начать трудиться.
Так что здесь еще есть над чем работать и работать.
Малых Вадим
В прозрачности никто не заинтересован
Это точно  :(  
Колесов Андрей
Никакие они не передовики.
Они передовики на фоне крайне общей отсталоссти