НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Когда в поликлиники придут электронные медицинские карты?

Андрей Колесов
02.07.2014 22:19:00

Сегодня был с кратким визитом в поликлинике (в продолжение вчерашнего поста Когда в поликлиники придут современные ИТ? и услышал там такой разговор между работницей-санитаркой и посетителем у дверей врача:

Посетитель (представительный мужчина в штанах с большими накладными карманами на коленах):
- Что вы там смотрите на мои штаны?
- Я смотрю, какие у вас карманы
- Зачем?
- Чтобы положить туда ЭТО…


Теперь поясню, о чем шла речь. Мужчина пришел к врачу, а тот как раз за минуту до этого вышел. Мужчина ждет. Тут подходит санитарка, которая принесла карту как раз этого пациента. Вот тут состоялся приведенный выше разговор, ЭТО – это медицинская карта. Ждать возвращения врача санитарке не хочется, возвращаться вниз в регистратуру, а потом опять идти на третий этаж (лифта нет), - тем более. А отдавать карту в руки пациента – не имеет право. Вот и приходится, втихаря, чтобы никто не увидел, сунуть карту (толсткую книжку!) в подходящий карман…

Кстати, сразу обратите внимание: карта (говоря языком ИТ – персональная база персональных данных человека) самому человеку не принадлежит, информация в ней ему не доступна. Она – собственно учреждения.

Если попробовать выделить ключевую проблему нашей системы здравоохранения, то я бы назвал именно вопрос управления персональными медицинскими данными людей, как раз этими самыми картами.
По моим наблюдениями – как раз тут находится ключ к резкому повышению эффективности работы те же поликлиник в целом и конкретных врачей-специалистов.
Про облегчение жизни людей, особенно, если нужно использовать межорганизационный обмен документами (типа принести выписку из больницы в поликлинику), я уже не говорю – это отдельная эпопея.

По существующим правилам, когда вы приходите по записи к врачу, то туда уже должна быть принесена ваша карта. На практике так получается в 50% случаев. Причем узнать о том, что вашей карты нет, можно только войдя по очереди к врачу.

"У нас вашей карты нет" – слышит он.
Разумеется, ни о какой телефонной связи в поликлиниках никто отроду не знал и не знает (позвонить по внутреннему телефону в регистратуру и попросить принести – это из области фантастики), хотя на дворе уже 14-й год 21-го века.
В результате пациент (а это часто пожилой и не очень здоровый человек) чуть не бегом бежит вниз в регистратуру, требует разыскать, потом бежит наверх и ждет, когда санитарка (обычно тоже немолодая дама) принесет карту. То, что очередность людей нарушается, сбивает график прием – это пустяки.
Причем я описал не самый тяжелый (хотя и не редкий) случай – вашу карту не могут найти…

Я не буду рассказывать о преимуществах электронных карт, считая это очевидным. Вопрос в другом – почему их до сих пор нет?

Насколько я помню, разговоры о создании таких карт ведутся уже несколько лет.

Помнится, Ростелеком как раз ровно два года назад выиграла конкурс на создание первой очереди электронной медицинской карты (ЭМК) и сервисов к ней. Попросив у государства за эту работу ОДИН рубль. Потом компания даже отчиталась о выполнении проекта и в составе ее облачных сервисов появился сервис O7.Медицина. Но только – где и как это работает в реальной жизни?

И вот тут мы, как это ни странно (впрочем, ни странно нисколько), возвращаемся к теме "импортозамещения".

Еще в марте вопрос ЭМК был затронут в моей частной переписке с одним российским (!) разработчиков медицинского ПО. Говоря о проблеме использования ИТ в медучреждениях, он посетовал на том, что в этой сфере очень сильно развиты два механизма, вроде бы противоположные друг другу, а на самом деле – дополняющих друг друга. С одной стороны, - чрезмерная централизация, а с другой – местечковость. Короче говоря, все ведут борьбу за бюджетные деньги, а результат мало кого интересует.

Мой друг-по-переписке высказал примерно такое мнение: "Если было бы желание внедрить те же медицинские карты – это можно было бы давно сделать. Есть готовые облачный сервисы, системы для развертывания в варианте онпремис, полно отличных и не очень дорогих зарубежных, есть наши. Но ведь у нас каждый хочет "освоить деньги" сам и подороже! Зачем покупать дешевое у других, если можно заказать своей компании намного дороже?".

А вывод такой: когда идете медучреждение надевайте подходящую одежку, с нужными карманами. Медкарта – это пустяки. А если придется рентгеновские снимки на себе выносить?

Комментариев: 9

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

03.07.2014 12:20:44

Цитата
Андрей Колесов писал: Помнится, Ростелеком как раз ровно два года назад выиграла конкурс на создание первой очереди электронной медицинской карты (ЭМК) и сервисов к ней. Попросив у государства за эту работу ОДИН рубль. Потом компания даже отчиталась о выполнении проекта и в составе ее облачных сервисов появился сервис O7.Медицина. Но только – где и как это работает в реальной жизни?


Директор ГБУЗ ВО «МИАЦ» г. Владимир Мария Дегтерева о внедрении облачной системы «О7.ДОК» в лечебных учреждения области: экономия получается действительно существенной

Несмотря на трудности с внедрением и самой системой на первом этапе, экономия от использования облачной системы электронного документооборота «О7.ДОК», совместно разработанной компанией «Электронные Офисные системы» (ЭОС) и «Ростелеком», в лечебных учреждениях Владимирской области является существенной. Сегодня в этот проект вовлечено 112 лечебных учреждений региона и около 350 пользователей, система располагается на серверах «Ростелеком», который и обеспечивает защищенные каналы связи. По словам директора государственного бюджетного учреждения здравоохранения особого типа Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр» (ГБУЗ ВО «МИАЦ») Марии Дегтеревой, сегодня имеются дальнейшие планы по расширению облачной «О7.ДОК» и интеграции ее с другими информационными системами лечебных учреждений области.

См. подробнее: http://www.eos.ru/eos_news/detail.php?ID=121498&sphrase_id=65010

03.07.2014 13:41:16

Наталья!
А ваше-то мнение каково? Вы - эксперт или расспростронитель ссылок на чужие публикации?

Про этот проект изветсно, но как раз то, что это одичный пример использования облачных сервисов Ростелекома, говорит, как у них прохо обстоят дела.

Но главное даже не в этом: в посте говорится об использовании электронных медицинских карт, а вы приводите пример автоматизации организационного документооборота.

Вы не понимаете различия между этими задачами?
Обратите внимание: во Владимире используется O7.DOK, а не O7.Медицина.

03.07.2014 12:44:47

У американцев с электронными медицинскими документа тоже не все ладится. См. статью "Американский опыт использования электронных медицинских документов", http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2383068 (Для скачивания текста статьи нажать кнопку "Download This Paper").

03.07.2014 13:42:09

Да, проблеме есть всегда и у всех. У один - потому что они идут вперед, а у других - что они сидять по уши в болоте.

03.07.2014 15:56:11

Цитата
Андрей Колесов писал: Наталья! А ваше-то мнение каково? Вы - эксперт или расспростронитель ссылок на чужие публикации?


Моя позиция по вопросу изложена в статье "Проблемы управления документами в здравоохранении в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий" http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2383074 (Для скачивания текста статьи нажать кнопку "Download This Paper"). smile:)

05.07.2014 19:01:41

Уважаемый Андрей Александрович. Примерно с 1980 года с интересом наблюдаю за внедрением ЭМК. Посещаю соответствующие ресурсы (и в т. ч . pcweek). Спасибо Вам, что болеете душой за информатизацию медицины. Я рядовой врач-терапевт участковый, рядовой райпо(ликлиники). Есть у нас на работе она, сейчас модернизируется даже, И у меня дома парочка Самсонов стоит, одна на каком-то клоне Unix (давно не заходил, даже не вспомню). В основном W7. Естественно знаю многих участников темы, часто бываю на Госбук, тоже, реже на сайте Армит. Также на общемедицинских форумах( то есть знаю мнение врачей). Знаю об американских бедах. (хотя там что-то другое, там данные, а вот жалобы, анамнез, объективно, у них нет (со слов человека который частенько бывает в США и интересуется медициной по работе). (да, кстати, сейчас эпикризы с отдельных стационаров едва помещаются на 10-15 печатных листах, тоже та ещё утеха их читать). У Блуа М.С., Шертлиф Э.Г. Компьютеры на службе медицины есть такие слова: От рождения до смерти вслед за советским гражданином следует досье о его здоровье. Да. Так что оно так и следует, по крайней мере в представлении правопреемников Здравоохранения СССР. Но отнюдь не на десктопах (или АРМ) врачей. Не хотят врачи печатать на клавиатуре, шевелить мышкой (мышку я и сам не люблю, предпочитаю клавиатурные комбинации).
Не хотят, но приказ есть приказ, потихоньку печатаем, периодически нам говорят, что вот с 1-го числа такого-то месяца, будем печатать обязательно все карточки. С большим нетерпением жду этого дня. Слежу естественно и за развитием организации ЗО, Слежу за возможностями страховой медицины. Уверен, что наши дети и внуки доживут до того дня, когда ручки, бумагу можно будет увидеть в музее. То есть сбудется мечта Академика Глушкова Виктора Михайловича. Напоследок, заинтересовался Samsung Galaxy Note 10.1 N8000 64Gb дорого пока для меня. Но очень хочется узнать Ваше мнение, можно ли будет вводить электронную запись (там же формат как раз A5, и такая родная и привычная для врачей ручка, и главное, можно везде пользоваться, а не быть прикованным к столу?). Мой почтовый адрес: nik-stas0@rambler.ru (Марк). С уважением.

08.07.2014 15:32:24

Извините за нескорый ответ.
Ваш отзыв - очень важен! Нужна информация - как обстоят дела в реальности, причем с разных точек зрения.

Мы должны исходить из понимания той простой вещи, что ИТ (и любые новшества) нужно людям, чтобы помогать их лучше жить и работать.
Я хорошо помню появление первых планшетных компьютеров (это было в 2002-2004 гг, появление современных планшетов в 2010 - это уже второе поколение). И одна из главных целевых аудиторий тогда были именно врачи - создать удобное средство, которое совместило бы знакомый им метод рукописных записей в возможностями ИТ).

Разумеется, интерфейс должен быть удобными, сочетать разные возможности ввода (чтобы был выбор), но главное - помогал врачу, а не мешал ему.
Давайте обсуждить все эти вопросы.

Что касается вашего вопроса про планшеты, то выбор сегодня достаточно велик по функционалу и по ценам.
Относительно электронной подписи - не очень понятно, что именно вы имеете в виду. Что вы собираетесь подписывать?
Но в самом общем виде ответ такой: ЭП - это не проблема.

06.07.2014 00:02:16

http://www.doktornarabote.ru/Publication/Single/105959/
23:59 05.07.2014
Электронные амбулаторные карты. А как у вас?
3 июля в 16:54
Вот здесь на форуме как раз сейчас эта тема довольно оживленно обсуждается. Отношение врачей к ЭМК в целом положительное.

08.07.2014 15:23:06

Спасибо за инфо. Но я там посмотреть не смог - нужна регистрация, причем, вроде бы, туда пускают только врачей.

А почему к ЭМК должна быть неположительная реакация? ИТ нужны, чтобы помогать людям лучше жить и более плодотворно работать.
Другое дело, что любую вещь можно сделать так, что от нее захочется только бежать, куда глаза глядят.
Но виноваты тут не вещь (в данном случае ЭМК), а те, кто ее "делают так".

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии