Ответ получается таким: несмотря на разговоры о стремлении к электронному документообороту у потребителя нет особой заинтересованности в использовании электронных документов и электронных методов взаимодействия. Более того, возможно, есть заинтересованность в "неиспользовании" их. А причиной "незаинтересованности" является отсутствие реально получаемого эффекта от электронизации. (Тут нужно вспомнить известную истину: электронный документооборот – не цель, а средство, цель – повышение эффективности.)
[spoiler]
Действительно, вот сколько уже лет ведутся разговоры о проектах по внедрению электронного документооборота в госорганах (разговор сейчас в основном о системе государственного управления, включая сюда и отношения госорганов с обществом), но вопрос об эффективности (получения позитивного результата) практически вообще никогда не стоит. Не говоря уже об окупаемости (чтобы позитивный результат оправдывал сделанные затраты).
Вопрос о том "какой эффект вы получили от внедрения системы" (про окупаемость и задавать вопрос не очень прилично) чаще всего повергает госзаказчиков просто в какое-то недоумение – "о чем вы спрашиваете"?
Посмотрите практически на любой документ по реализации СЭД-госпроектов (ТЗ или презентацию). Первой строкой обоснования проекта (зачем он нужен) там записано – "во исполнение такого-то закона (постановления, распоряжения"). Иногда (но не всегда) ниже еще идут слова "улучшить, углубить, расширить", но они чаще всего (почти в 100%) не сопровождаются сколь-нибудь четкими показателями – до каких отметок будет сделано улучшение, углубление и расширение.
В результате получается, что критерий реализации проекта один – отчитаться "наверх" о выполнении Закона, Распоряжения, Постановления. А как он на самом деле работает проект – почти никого не интересует.
Дали приказ – копаем, не дали – не копаем. А как копаем – это уже вопрос пятой важности
Все это хорошо видно по примере масштабного нацпроекта под названием "перевод госуслуг в электронный вид". На это в дискуссии обратил внимание Сергей Голубев:
А нужны ли они гражданам? Какая нам от этого практическая польза?
Этим летом Минкомсвязи в лице замминистра Алексея Козырева начало проведении презентаций-отчетов по проекту "электронные госуслуги" (одна была в июне, вторая, я на ней был, – в июле). Собственно, все показатели по проекту сводится к увеличению числа зарегистрированных на сайте госуслуг и число обращений туда. Вопрос же – что дали затраченные на все это народные деньги стране (с точки зрения эффекта для системы управления и для народа, как пользователя госуслуг) просто повис в воздухе. Никаких оценок, даже приблизительных нет.
Не знаю какое эффект получила от этого система госуправления (но есть основания полагать, что никакой окупаемости там и близко нет), а вот со стороны граждан, если и есть, то крайне небольшой. В общем, получается вариант "игра не стоит свеч".
А если не стоит, то нужно ли нам играть с переводом документооборота в электронный вид?
Там была хорошо видна картина: одно министерство отвечает за рукова костюма, другое - за пуговицы. А кто отвечает за костюм в целом - непонятно. И самого костюма нет....
МКС отвечает за портал, и вся его отчетность - число зарегистрированных на портале. Все! Что дальше - его не интересует
МЭР - отвечает за МФЦ. Зачем они нужны, пользуется ли ими кто-то - их тоже "не колышет" Приказали "копать" - копаем...
Цитирую "во исполнение такого-то закона (постановления, распоряжения)".
Т.е. "для галочки", а не "для дела" (читаем "для конечного пользователя)
и этим грешат как федеральные, так и муниципальные структуры... увы...