НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Дело о создании федеральной государственной информационной системы "Электронный архив"

Андрей Колесов
14.10.2014 22:03:51

То, что одной из ключевых проблем перехода к электронным документам является проблема их долгосрочного хранения (при том, что, на самом деле, долгосрочное хранение требуется для относительно очень небольшой части используемых в нашей жизни документов), это давно и всем известно. Как известно и то, что о проблеме уже много лет говорят в постановочном плане (мол, нужно ее решать), но ничего для ее решения на государственном уровне (а вопрос это как раз государственно-законодательного уровня), по большому счету, не делается.

С одной стороны, вроде бы, за архивное дело в стране занимается специальная федеральная организация – Росархив, которая должна управлять эти процессом в рамках страны в целом, в том числе создавая соответствующую нормативно-методическую и технологическую базу. С другой, есть серьезные ведомства (Росреестр, ФНС, ФМС, ПФР и пр.), которые уже давно переходят на работу с электронными документами и самостоятельно решают проблемы создания собственных электронных архивов. Но обеспечением архивного хранения документов разного рода органов власти все же должен заниматься Росархив. Должен, но не занимается.

В этой ситуации, еще в начале года на совещаниях у Дмитрия Медведева (наш премьер-министр) стали звучать идет привлечь Минкомсвязи в решению вопросов электронных архивов. Идея сама по себе забавно-печальная, поскольку министерство за многие годы своей работы не может похвастаться какие-то успешными ИТ-проектами, скорее, наоборот…

И вот, эти правительственные идеи решения проблем электронных архивов с помощью энергичного МКС начинают, принимать некоторые реальные очертания (хотя, слово "реальные" тут все же не очень подходит, пока не очень понятно, это – действительно реальная перспектива или очередной мираж).

В начале октября стало известно о существовании проекта закона, подготовленного МКС, под названием:



Появился документ, в котором находятся сам проект закона, пояснительная записка к нему и письмо директора правового департамента МКС Р.В.Кузнецова, содержащее еще некоторые пояснения:



Сразу скажу: разбираться в сути подобных государственных документов – это крайне сложная (по крайней мере, для меня) задача. Хотя бы просто с точки зрения русского языка – примерно, как пытаться читать "Слово о полку Игореве" на языке первоисточника. Вторая проблема – это ощущение работы в стиле игры в пазл, когда тебе, вместо того, чтобы дать понятную картинку, вручают кучу "компонентиков", из которых тебе нужно собрать эту картинку. Но только, если в случае игры тебе все же дают саму картинку-образец, то в случае с госдокументами, такого образца нет…

В общем, вот что у меня получается пока в результате анализа имеющейся информации:

1. Непонятен сам механизм подготовки данного законопроекта. Кто именно его автор, как будет проходить обсуждение в экспертном сообществе (и будет ли), каковы планы по его порядку его принятия и пр.? Пока видно, что все делается в некотором закрыто-кулуарном режиме. Это при том, что в законопроекте предлагается решить достаточно важные вопросы.

2. Из разного рода пояснений видно, что законопроект разработан в рамках программы кадастрового учета недвижимого имущества и сделок с ним. Но при этом в законе говорится не о специализированной архивной базе (я лично до сих пор думал, что этот вопрос уже давно решен Росреестром), а о некоторой универсальной федеральной государственной информационной системе (ФГИС) "Электронный архив" для более широкого применения.

В этой связи сразу возникает вопрос: как государство собирается решать вопрос электронного хранения своих документов: в виде некоторого единого хранилища, где свои документы будут хранить "все-все-все" (Росреестр, ФНС, ФМС и пр…) или в виде набора распредленных архивов?

3. Довольно странно, что законопроект разрабатывается в отсутствии технического проекта по созданию самой ФГИС ЭА. Получается, что-то вроде того, что у нас нет даже проекта создания паровоза (не говоря уже об опытном образце), но мы уже законодательно закрепляем, кто и как должен им пользоваться.

4. Возникает вопрос: как мы собирается реализовывать подобные масштабные ИТ-проекты. Кто за что отвечает, как на этапе его разработки, так и на этапе эксплуатации.

Из текста законопроекта видно, что МКС хочет выступать тут в роли и заказчика, и исполнителя проекта, и даже оператора ФГИС. Разве такой подход к реализации проекта является нормальным?

Есть и другие вопросы, но не очень понятно – кому их адресовать. Работа над законопроектом, как это у нас водится, идет в каком-то конспиративном режиме…

Комментариев: 2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

14.10.2014 23:48:59

Цитата
о некоторой универсальной федеральной государственной информационной системе (ФГИС) "Электронный архив" для более широкого применения

В том-то и дело, что нет, судя по всему. В законе есть намеки, что речь все-таки идет о специализированном архиве именно кадастровых документов. Чуть более подробно есть здесь в комментариях.

15.10.2014 00:02:47

Вы очень точно отразили суть проблемы - "в законе есть намеки"!

Вот тут и заключается ключевая проблема! Речь идет о серьезном законе. А его содержание - это "намеки"! В которых даже специалисты (как вы и ваши коллеги) видят лишь намеки, ребусы и шарады.

Спасибо, что вы дали ссылку. Там как видно, что специалисты-профессионалы, вместо того, чтобы обсуждать суть документа, пытаются составить пазл...
Понимаете, это напоминает попытки понять процессы, происхядящие во Вселенной, по кускам упавшего на Землю метеорита.

Т.е получается, что нас с вам связь с МКС примерно такая же как между нами и звездами Галактики.
Вот о чем речь.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии