НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Ограничения на использования электронных документов отменены, но вопросы по их применению остаются

13 июля президент России подписал закон 258-ФЗ, в соответствии с которым с 10 января 2016 годам буду отменены ограничения на использование электронных документов при взаимодействии физический и юридических лиц с органами государственной власти и местного самоуправления, а также с организациями, осуществляющими отдельные публичные функции.
Дело хорошее, но только по ходу изучения текста документа (что-то я не видел, чтобы его обсуждали в экспертном сообществе) возникает целый ряд вопросов.
[spoiler]
На примере 258-ФЗ хорошо видна "лоскутность" нашего законодательства. Это видно уже по названию закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены ограничений на использование е-документов...."
Вместо того, чтобы просто написать

"При взаимодействии ф-ю лиц в органами электронные документы могут использоваться наравне с бумажными"
(конечно, нужно прописать точнее, а дальше уточнить как должны быть оформлены документы) и "все положения ранее принятых законов, ограничивающих применение е-документов, считать недействительными".

в законе приводятся прямые поправки в целый ряд принятых законов ("О связи", "Градостроительный кодекс" и пр.
В результате в тексте идет масса повторов, с наличием заметной рассинхронизации (вроде бы одно и то же, но все различия есть).

Например, почти везде говорится, что документы от лиц должны быть с "усиленной квалифицированной подписью". Но в одном месте допускается и "простая подпись".
Сразу возникает вопрос: а почему в других случаях нельзя использовать "простую"?

Очень нечетко изложено – когда же именно можно применять е-документы. Точнее, кто именно решает какие документы – бумажные или электронные – должны применять в конкретном случае. Где-то говорится "по выбору граждан", а где-то – ничего не говорится. Т.е. можно понять, что решают "органы".

Возникают вопросы по "подписям". Почему именно "квалифицированная", а не "простая". Квалифицированная – денег стоит. И времени. Почему раньше физические лица не должны был иметь печати, а теперь они должны их покупать?

При этом остается и старый вопрос – как именно можно применять простую ЭЦ? Что такое простаяЭЦ при работе в ИТ-системе (вход по паролю) – это понятно. А что такое применительно к файлу-документу – совершенно не понятно.

Самое главное: в законе совершенно не прописан порядок обмена документами между гражданами и органами. С бумажными понятно – пришел, отдал бумагу. Наверное была возможность (не уверено, что была) отправить письмом по почте.


А как будет это происходить с е-документами? Я принес на флешке, чиновник переписал с ней на свой компьютер? Или заберет флешку, а потом скажет, что она не читается? А флешка, кстати, денег стоит.
Подавая бумагу в орган, я могу потребовать у секретара расписаться на втором экземпляре и поставить там регистрационные номер. А как быть с флешкой?
Можно ли использовать е-почту, а если можно, то как именно?
Получается, что практическую реализацию закона опять спускают на уровень подзаконных актов, на откуп самим чиновникам. Виден еще один традиционный недостаток нашего законодательства – непрямое их действие.

Получается, что в законе есть только "благие пожелания", которые, как известно, часто ведут в ад.
Колесов Андрей
В том смысле, что не видел обсуждений. А уже об уровне экспертов и речи нет
Ольга Звонарева
Если правильно понимаю, речь о 263-ФЗ? ;)  
Колесов Андрей
Правильно понимаешь :-)