НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Опять про ЭЦП. Конструктивные разговоры или спекуляции?

25 февраля Госдума приняла во втором чтении новый закон "Об электронной подписи". Нельзя сказать, что это событие вызвало бурное обсуждение в заинтересованном в данном законе сообществе. В этой связи возникает естественный вопрос: насколько в действительности актуальна данная тема, если закон пролежал целый год без движения между первым и вторым чтением и про никто не вспоминал? А второе чтение состоялось, судя по всему, лишь потому, что о нем в январе  вспомнил председатель правительства и депутаты оперативно среагировали ("… комсомол ответил – есть!").

Впрочем, некоторые оперативный комментарии по поводу этого события появились. Хороший обзор происходящего приведен в статье Сергея Бушмелева "Что ждать от электронной подписи?", важные комментарии по поводу согласованности нашего и европейского законодательства есть в записи Натальи Храмцовской

Разговоры про ЭП ведутся в нашей стране уже много лет.
[spoiler]
(Одно из новшеств закона – новые термин, по сравнению со старым исчезло "цифровое". Тут можно вспомнить давнюю историю. Дело в том, что с точки зрения правил русского языка словосочетание "электронно-цифровая" – это неправильно, так можно объединять только два прилагательных, относящихся к одной характеристики предмета, например, "черно-белый". Этот вопрос обсуждался еще лет 50 назад, когда появилось название ЭВМ. И тогда это объяснялось так: электронный и цифровой – применительно к вычислениям, так близко переплелись, что стали неразрывны…)

Из этих разговоров уже давно складывается (точнее сложилось) устойчивое впечатление, что данная тема используется не для продвижениия "электронных документов в жизнь", а ровным счетом наоборот. При этом есть несколько явно или не столь явно заинтересованных сторон. Например, "инфобезопасное" лобби, которое хочет покрыть своими средствами все ИТ на 100%. При этом там есть своя могущественная группа, в недрах госаппарата, которая хочет иметь монопольное право на такое "всеобщее обеспечение безопасности". А второе не столько четко струтурированная, но еще более мощная сила – это огромная масса пользователей (среди которых опять же можно отдельно выделить людей из госсреды), которым никакие новшества не нужны. Потому что они (новшества) мешают их (пользователям) привычной работе.

Ситуация с ЭЦП (все же будем использовать термин действующего закона), кажется, хорошо характеризуется известным афоризмом: "кто хочет - тот делает, кто не хочет – тот находит причины, чтобы не делать".

Один из главных наших мифов – что юридически значимым электронный документ становится только при наличии ЭЦП. Это откровенная неправда. Не говоря уже о том, что довольно странно говорить по значимости понятия ("электронного документа"), определения которого нет до сих пор.

Нужно четко определиться, что ЭЦП – это лишь один из способов аутентификации документов и в реальности он нужен лишь для относительно очень небольшого спектра документов. И серьезный разговор про ЭЦП нужно начинать с серьезного обсуждения – где ЭЦП действительно нужна, а не где – нет. И что такое на самом деле "защищенные информационные системы" и как обеспечивается их реальная безопасность (потому что у нас часто получается, что все сводится к ЭЦП).

То, что действующий закон об ЭЦП нужно менять – это понятно. Все хорошо известно, что один из главных его недостатков является фиксация в нем лишь одного метода ЭЦП, причем под жестким контролем государства. Новый вариант закон должен разрешить возможность применения и других вариантов ЭЦП, приблизив наше законодательство к мировым стандартам.

Это хорошо.
Но только проблема в том, при всем несовершенстве действующего закона, все же не он является главным тормозом на пути "электронизации страны". То, что есть – можно реально использовать, закон уже сейчас позволяется почти все необходимое для внедрения современных электронных методов взаимодействия. И мы это хорошо видим в жизни: в коммерческом секторе (в том числе при совершении финансовых операций) все это работает, а вот в государственном как-то не очень…

В ноябре прошлого года я был на одном семинаре, где о текущих делах в сфере электронных документов рассказывала представитель ВНИДААД. Были приведены такие слайды:






Обратите внимание: по состоянию на 01.01.2010 ЭЦП применяли только 9% органов госвласти.

Но честно говоря, меня тогда удивили не сами эти данные, а другое. Во-первых – сильно устаревшие сведений (например, приведены сведения за 2007), из чего я сделал вывод, что состоянием вопроса у нас не очень интересуются. Во-второе – отстраненно-безучастное представление проблемы. Все это выглядело как рассказ по погоде где-то в Альпах: есть снег, нет снега – что же мы тут можем сделать? Все в руках... Чьи-то, но не  наших. Да и какое нам дело до погоды в Альпах?

"Кто хочет - тот делает, кто не хочет – тот находит причины, чтобы не делать"
Колесов Андрей
Понятно. Кстати, я тут тоже присутствовал на одном арбитражном разбирательстве (http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=128637). Там тоже были электронные документы и ни одной ЭПЦ.

С судами понятно, а вот что проиходит с документами в организациях. Насколько широко и для чего (!) используется там ЭЦП
Колесов Андрей
Ну, там и нужно достаточно четко определиться - зачем нужна ЭЦП, в каких случаях она нужна, в каких - полезна, а в каких - не нужна вовсе.
Максим
А на мой взгляд, все произойдет лавинообразно, как только люди прочувствуют, что при помощи эцп можно сорвать такой куш, что многим и не снилось. Взять, допустим, участие в электронных торгах. Будь то юридическое лицо или физическое, получил эцп и участвуй на федеральных этп, например на "Сбербанк-АСТ". Ведь сложного ничего нет. Разместил все как надо, выиграл и рубай капустку ("Достучаться до небес"(с)). Либо поручил все это дело какой-нибудь конторе, которая специализируется на победах в тендерах. Ума много не надо. Деньги - вот двигатель, который сможет запустит всю эту машину с раскруткой эцп. Как только их запах распространится на достаточно обширные территории, так все и спохватятся, что надо бы. Или, другой аспект, все эти бюрократические фишки - подготовьте бумаги, принесите или отправьте по почте россии. А почта россии работает неахти, лучше съездить. А час работы бухгалтера (или главного) стоит сколько? Много. А он втупую едет в налоговую и сидит, ждет своей очереди, в то время, как может выполнять свои непосредственные обязанности.Т.е. дело сводится к минимуму - дать народу почву для размышлений, вселить в их головы, что это очень полезно. И все, полетел шквал заявой на получение эцп, машина тронулась, осталось только включать последовательно нужные передачи. Единственное, что меня смущает, это как бы не разрешили выдачу эцп именно на юридическое лицо без изменения законодательства. Ведь в существующих обстоятельствах (см. определение юридического лица), когда оно является некой абстрактной конструкцией, это может повлечь за собой дополнительные проблемы, которые придется разгребать в авральном темпе.