НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Изучаем требования МКС+ФСО по обмену документами в электронном виде

В четверг на прошлой неделе на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован такой приказ и сами утверждаемые им "Требования к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде":



Вопросы появились уже по первой странице документа (а их всего – 85!).
[spoiler]
1. Не очень понятно, почему подписанный 27.05.15 совместный приказ МКС и ФСО был зарегистрирован в Минюсте только почти четыре месяца спустя. Точнее, понять это можно, но данный факт отлично иллюстрирует темпы российского делопроизводства на высшем уровне. Зачем нашим министерствам нужны СЭД и МЭДО, если документы валяются неделями и месяцами без движения? Зачем сокращать время передачи документа из ведомства в ведомства с 1 дня до 1 секунды, если потом он лежит без движения месяцами?

2. Обратим внимание на то, что документ, регламентирующих "обмен документами в электронном виде", реализован в классическом бумажном формате, что наглядно демонстрирует прямоугольный штамп "Зарегистрировано". То есть из этого видно, что обмен между МКС-ФСО и Минюстом производится с помощью курьеров ("…можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение, я спрашиваю?" – см. "Ревизор", Н.Гоголь).

3. В недавнем посте я обсуждал требования к публикации информации в Интернете, утвержденные Минэкономразвития (см. Причуды российского нормотворчества: требования к информации, размещаемой в Интернете).  Там есть такая фраза:

Цитата: "Информация в виде текста размещается в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат).

Хорошо бы, если наши правительственные структуры выполняли бы это требование. Я сплошь и рядом встречаю примеры, когда документ вроде бы имеет формат PDF, а на самом деле – это графический скан бумажного документа, ни поиск, ни копирования там не работает.

Так вот: как раз опубликованный на Официальном портале приказ – пример такой "графической" публикации. На сайте опубликован графический скан бумажного документа, соответственно поиск  копирование там не работают. Т.е. требованиям МЭР этот портал не удовлетворяет.

4. Как я понимаю, что публикация Требований – это некоторое выдающееся в нашей истории событие (вполне допускаю, что ошибаюсь, чего-то не знаю). Кажется (поправьте, если не так), это Первая публикация требований к обмену документами через МЭДО (хотя это слово нигде в документе не используется), при том, что проект МЭДО существуют, помнится, с 2009 года!

Я все эти годы следил за проектом и время от времени интересовался у знатоков вопроса: а где можно посмотреть Спецификации МЭДО? На что собеседники отвечали что-то вроде того, что это "военная тайна". Я по наивности спрашивал: "А что там тайного?", на что получал исчерпывающих ответ в форме вопроса: "Вы ведь понимаете, что этот проект ведет сама Федеральная служба охраны?"
На что я, опять же наивно, отвечал: знаю, что ФСО ведет, но только искренне понимаю, почему она занимается подобными делами. Это очень похоже на шефскую помощь сельскому хозяйству страны со стороны Вооруженных сил в советские времена, эффективность которой (и которого) всем хорошо известна…

И вот случилось: тайну все же рассекретили, хотя и в графическом форме.

Что касается содержания документа, то оценить 85-страничный документ мне сложно. В ECM-Фейсбук-группе по нему началась сегодня утром небольшая дискуссии, но там замечания высказаны только по поводу требований по визуализации электронной подписи (эта функция возложена на отправителя, что, действительно, выглядит странно).

Меня же лично несколько озадачил первый же пункт Требования (публикую графическую копию фрагмента – текст скопировать нельзя):



Мне не понятна сфера применения этих Требований, на какое именно взаимодействие (кого с кем) они распространяются. То ли они распространяются на взаимодействие госорганов и госкомпания между собой или также и на их взаимодействие с внешним миром? Т.е. то, что, например, МКС и Ростелеком, должны общаться между собой через МЭДО – это понятно (хотя и не очень понятно – почему именно через МЭДО, курируемой ФСО?). А как должно общаться МКС, скажем, с ассоциацией РАСПО? А Ростелеком с Microsoft?

Как видите, вопрос появился уже на пункте 1 требований. Поэтому по другим 85 страницам графического текста я решил пока вопросы не задавать…