Казалось бы, высокая оценка статьи дана в комментарии к ней от профессионала в области ОЭД:
Большое тебе спасибо за прекрасную статью! Давно такого обстоятельного материала о рынке ЭДО и его перспективах на ECM-Journal не припомню |
[spoiler]
В методическом плане недостатком статьи видится то, что с первых строк перейдя к обсуждению проблем на пути ОЭД, автор не показал общей ситуации в этой сфере и существующий там тенденций. Откуда взялся сам исходный тезис о "недооценки"?
Я уже давно слежу за темой ЭОД, но за последний год (а том и больше) мне что-то вообще не встречались материалы с каким-то анализом происходящего на этой рынке. Можно догадаться (и есть некоторые основания для этого), что процесс идет. Но как быстро и насколько успешно он идет? Какие проблемы выявились на этом пути и как можно и нужно решать?
Очень простые вопросы: какова динамика перехода компаний на ЭОД, каковы тут достигнуты объемы в абсолютных и относительных показателям, каково состояние дел в России по сравнению с миром и его передовой частью?
Как известно, под инициативе и под непосредственным руковдством ФНС (налоговая) еще несколько лет назад начала формироваться инфраструктурная модель реализации механизма ЭОД на основе сети ФНС-операторов (сертифицированных со стороны ФНС). Соответственно, есть вопрос: насколько эффективной оказалась такая модель?
Этот вопрос представляется принципиально важным, поскольку лично у меня давно есть мнение, что модель эта является совсем не оптимальной и именно является главной причиной недооценки возможностей ОЭД. Обратите внимание! Не "операторов ОЭД", а и ОЭД! Это – не одно и то же!
То есть проблемой развития ОЭД является именно реализованная в России модель "операторов ОЭД".
Разумеется, данные тезис является спорным, его нужно обсуждать. Но проблема как раз и заключается в том, что никакого анализа ситуации и его обсуждения, у нас не ведется.
Проиллюстрирую свой тезис на простом примере. В общем, изначально было понятно и практика это потверждала, что один из главных препятствий для расширения использования ЭОД является отсутствие роумнга. Как можно было умудриться создать систему такой архитектуры, в которую данную фундаментальную проблему заложили изначально – этому можно только удивляться (хотя такие удивительные вещи у нас встречаются на каждом шагу)! Это примерно, как построить жилой дом, забыв сделать в нем коммуникационную инфраструктуру (электропроводка, водопровод, канализация и пр.)...
И опыт наглядно показывает, что реализованная у нас модель "операторв ОЭД" данную фундаментальную проблемы решить не может. И обсуждаемой статье это подтверждается – хотя разговоры на темы роуминга идут уже несколько лет "воз и ныне там". И можно быть уверенным, что и будет там оставаться.
Все это странно. Создается впечатление, что сообщество операторов ОЭД продолжает усиленном бороться за повышение собственной доли на небольшом рынке, вместо того, чтобы совместными усилиями превратить небольшой рынок в огромный. Что ж, это их бизнес, им и решать, как его развивать.
Но государственная проблема видится в другом: что эта борьба "удельных князей" весьма негативном сказывается на возможностях повышения эффективности экономики страны, в том числе в сфере сбора налогов, в результате не очень быстрого внедрения современных ИТ.
Но конечно, не загоняя всех в роуминг насильно, а предложив национальный стандарт на форматы обмена ЭДО.
И наверно это не ФНС должно быть (как больше "карательный" орган), а например Минкомсвязь.