Дело хорошее. Но возникает целый ряд вопросов.
[spoiler]
Первый – что-то поздновато Минздрав озаботилось этой проблемой. Тема телемедицины (или даже "электронизации" здравоохранения) в России присутствует уже как минимум лет пятнадцать и вопрос о необходимости приведения нормативной базы в соответствии с современными потребностиями общества и постоянно развивающимися техническими возможностями ставится уже давно. Конечно, "лучше поздно, чем никогда", но настораживает отсутствие в публикациях на этому тему информации, когда Минздрав планируется закончить разработку законопроекта, а потом – довести его до превращения в закон.
Второй: не очень понятно, почему акцент делается именно на участие в этом деле "Яндекса"? "Яндекс", конечно, голова, но далеко не он один является экспертом в этой теме. А где же Институт развития Интернета, РАЭК, советник Президента по Интернету и другие?
Не говоря уже о том, что медицина – это самое что ни на есть общенародное дело (даже более общенародное, чем образование), поскольку любой человек имеет с этой системой дело на протяжении всей своей жизни. Как будет проходит общественное обсуждение законопроекта, как в этом процессе будут представлены пациенты?
Теперь, что касается первоочередных задач и последовательности их решения.
По моему мнению, электронизация медицинской сферы у нас находится на не очень высоком уровен. Конечно, прогресс есть, но в целом состояние дел явно не соответствует "требованиями и возможностям времени",
Если судить по московской районной поликлинике, которую я последние годы все же с некоторой регулярностью посещаю (а в других, по моим сведения, дела обстоят примерного так же), единственное реально сделанное дело – это автоматизация записи к врачам. Дело, конечно, полезно, но это – "капля в море", особенно, если учитывать, что рассматривается отрезок времени в 2-3 года.
Основная проблема – отсутствие электронных персональных медицинских карт. Без создания единого информационного пространства по пациентам, сколь-нибудь эффективно автоматизировать все остальные процессы (анализы, рецепты, больничные) просто не получится.
Не говоря уже о простом снижении доли рутинного труда: по моим наблюдениями, половина деятельности нашей поликлиники (там, разумеется, бумажные карты) связана с переноской и поиском этих бумажных документов. Не хотелось бы утомлять читателей приведением разного рода примерами этой "суеты",
При этом, возвращаясь с теме законотворчества, хотелось бы обратить внимание на один до сих пор не решенный вопрос (я обсуждал его со специалистами – они поддтвердили его актуальность): до сих пор не понятно – кому принадлежат медицинские данные человека – ему самому или "медучреждению". Вопрос не очень простой и имеет много нюансов, но я считаю, что данные человека принадлежат в первую очередь ему самому. Другое дело, что нужно обеспечить защиту этих данных от самого человека (не имеет права корректировать, уничтожать, а некоторые вещи – даже видеть).
Короче говоря, закон о медицине нужно начинать с решения вопроса введения электронных медицинских карт. Наверное, сейчас уже вполне можно говорить об обязательном переходе на этот формат. Да, возможно, не все регионы в полном мере готовы, вполне можно реализовать процесс перехода поэтапно (ввести "процент электронизации" по времени), но не затягивать это на годы.
Одним словом, проблема не в отсутствии электронных медицинских карт (ЭМК), а в отсутствии их унификации!