НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Законодательно-нормативное регулирование ИКТ: Усиливается интерес, повышается идейный уровень

Прошедшая неделя выдалась у меня достаточно бурной и разнообразной, и если повнимательнее присмотреться, то можно заметить, что лейтмотивом всех мероприятий была тема законодательно-нормативной базы в области ИКТ.

16 марта в Государственной думе РФ состоялись парламентские слушания «Законодательная поддержка развития информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации», на самом деле посвященные законодательному регулированию Интернета в России.
[spoiler]
Слушания организовал Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи, с привлечением представителей интернет-сообщества. Полная запись всех выступлений выложена здесь: http://www.youtube.com/watch?v=-TU7c-0Pyms&feature=player_embedded#at=120

Рабочая группа  комитета представила участникам проект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части установления особенностей государственного регулирования деятельности, осуществляемой с использованием глобальных компьютерных сетей». Текст проекта доступен на сайте комитета http://www.komitet5.km.duma.gov.ru/site.xp/050049.html

Выступающие обсуждали вопрос о том, что нужно и что нельзя регулировать в Интернете, а также такие проблемы, как защита персональных данных в сети, защита авторских прав на контент и т.п. Надо сказать, что меня приятно удивило как молодость большинства участников слушаний, так и то, что высказанные ими идеи были, быть может, часто спорными, но в основе своей здравыми.

Кстати говоря, авторы проекта закона уделяют большое внимание терминологии. В проекте можно обнаружить новые версии определений таких понятий как «электронный документ» и «электронное сообщение» - последнее, с моей точки зрения, неверное, поскольку в нём любое электронное сообщение рассматривается как электронный документ. Это примерно то же самое, что считать документом содержимое любого полученного по почте конверта, независимо от его содержания.
14) электронное сообщение (электронный документ) - документированная информация, представленная в электронно-цифровой форме, с соблюдением необходимых реквизитов, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием технических средств обеспечения доступа к информации, а также для передачи по глобальным компьютерным сетям или обработки в информационных системах
Большое чувство юмора авторы проявили, формулируя определение термина «документированная информация».
15) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить ее составителя;
Раньше как-то считалось, что реквизиты позволяют «идентифицировать документ», что означало, в переложении на современный язык, обеспечение целостности и аутентичности документа. А вот вопрос о том, кто такой «составитель информации» - уже повод для долгой философской дискуссии.

На следующий день после парламентских слушаний я проводила семинар «Ужесточение требований законодательства к управлению документами коммерческих организаций» (см. http://www.delo-press.ru/seminar/14899/ ). Общение с коллегами показало, что поток новых законов уже превысил возможности коммерческих организаций по их «перевариванию». Так, никто из участников семинара не слышал о принятом ещё в июле прошлого года законе от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», который фактически вводит новый гриф «инсайдерская информация» и требует от организаций создания целой отдельной системы работы с документами (его можно почитать здесь ). Надо сказать, что, когда все разбросанные по многочисленным законам и нормативным актам новые требования сводятся воедино, складывающаяся картина вызывает у слабонервных настоящий шок, и пресловутый американский закон Сарбейнса-Оксли уже не производит особого впечатления.

Вообще, должна отметить поразительный факт: информация о законодательстве стала сейчас настолько востребована, что слушатели, значительную часть которых составляют специалисты ИТ, не засыпают даже на многочасовых лекциях, на которых разбираются вопросы права, и особенно живо интересуются судебной практикой. Это, на мой взгляд, хороший знак, поскольку сотрудничество специалистов ИТ и управления документами в решении насущных правовых проблем как раз, как мне кажется, способно привести к взаимному согласованию понятийного аппарата и к завершению многих терминологических дискуссий.
Колесов Андрей
Для начала хочу сказать, что интересный блог-репортаж о прошедших по данному закону слушаниях написал Денис Воейков (http://www.pcweek.ru/ecm/blog/gover/846.php)

Что касается, сути Закона, то, конечно, его нужно бы приводить в соответствие потребностями жизни (меняжщейся), но когда это начинают делать наши законодатели, то часто хочется, чтобы они им не занимались вовсе.

> 15) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе информация
Это отличный пример архаизма наших законодателей. Постоянная привязка к материальному носителю - это один из наиболее серьезных препятсткий на пути перехода к безбумажному документообороту. "Говорю материальный носитель - подразумеваю бумагу"...

В проекте можно обнаружить новые версии определений таких понятий как «электронный документ» и «электронное сообщение» - последнее, с моей точки зрения, неверное, поскольку в нём любое электронное сообщение рассматривается как электронный документ. Это примерно то же самое, что считать документом содержимое любого полученного по почте конверта, независимо от его содержания.

Я согласен с тем, что "э-документ" и "э-сообщение" - это не одно и то же. В том плане, что сообщение - это тоже документ, но при этом - специальный тип документа.
Но то, что любое сообщение является документом - это представляется просто очевидной вещью.

Точно также, как, безусловно, любое содержимое конверта является документом (и в плане передачи информации и в плане доказательства в суде).

В случае же Э-сообщения, все еще проще, поскольку тут конверт и его содержимое являтся единым объектом.