НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Какую СЭД выбрать для муниципалитета? Как подходить к ее выбору при наличии унаследованной системы?

Андрей Колесов
30.05.2016 15:05:36

Разговор этот – я тему в целом обознаю так: "о проблемах обновления или даже замены СЭД в организациях, в первую очередь - в госорганах" – может получиться долгим, но хотелось бы, чтобы он был полезным. Это будет в решающей степени зависеть от того, насколько тема интересна нашим читателям и от их (тут я имею в виду не только пользователей, но и ИТ-поставщиков) участия в нем.

Так или иначе, но я расцениваю этот пост (который еще предстоит написать), как некоторое вступление к теме. Итак, на прошлой неделе в посте по теме СЭД Как соотносятся между собой СЭД и защита персональных данныхя получил в виде комментария такое сообщение:


Цитата
Хотелось бы услышать Ваше мнение по такому вопросу. Целесообрзно ли рассматривать СЭД как подвид BPM системы? При приобретении новой СЭД искать систему, созданную на ВРM платформе? Т.е имеет ли смысл ставить задачу шире, внедрение в организации ВРМ платформы, а реализованными на ней приложениями станет не только СЭД, а и система закупок, финансовый документооборот, любые рабочие процесы подразделений? Можете ли рекомендовать что-то подобное, примеры внедрения? Речь идёт о мунципалитете. Или лучше не распыляться, создавая неподъёмную систему.


Мы с автором комментария (Алексей Гончаров) установили почтовый контакт, и он по моей просьбе прислал более подробную постановку своей задачи:

Цитата
В администрации города используется СЭД собственной разработки на платформе Lotus 8.2. Система неплохо сопровождается, постоянно развивается. Однако в ней существуют проблемы с мобильностью - недостаточная функциональность на мобильных устройствах, отсутствие на данный момент электронной подписи.

Назревает потенциал перемен. В частности, сотрудиков направляют в командировки для ознакомления с системами.

Цель:
- приобрести систему, которая позволит стать максимально эффективным инструментом, обеспечивающим работу чиновника, а не только делопроизводителей.
- эффективность инвестиций. По возможности, снижение затрат на последующих этапах за счёт использования активов, приобретённых на предыдущих.
- приобрести действительно современную систему, основанную на современных подходах. Скажем, что СЭД - это конкретная реализация на платформе более широкого понятия - BPM. СЭД - один из бизнес процессов. Именно современную по подходам к организации работы. Опять же и в этом может быть эффективность инвестиций.

Под наименованием ВРМ я имею в виду не конкретный продукт, а Business Process Management вообще. Да и вообще, за ВРМ я сильно не держусь =)). Вопрос в том, стоит ли гнаться за такой комплексностью (одна платформа для многих задач/систем современного офиса) и если стоит, то, как её лучше обеспечить?


Речь идет об областном центре России, не "миллионнике", немного больше 500 тыс. жителей.

Со своей стороны я хочу сразу подчеркнуть известную вещь – я не являюсь специалистом-практиком по внедрению и эксплуатации СЭД. Моя позиция в этом сфере – "обозреватель", примерно как в вопросах управления городским движением – наблюдая за организацией автодвижения в Москве с Останкинской башни и сидя за рулем автомобиля. Так что реальные ответы тут могут дать только реальные специалисты, на чьей участие в разговоре я и рассчитываю.
Но все же некоторые общие суждения по теме позволю себе высказать.

Прежде всего – сам вопрос меня порадовал. Значит – жизнь продолжается, нужно перестать ожидать "лучших времен", нужно продолжать развиваться в нынешние времена.

1. Как я понимаю, именно сейчас на отечественном ИТ-рынке (может, не только на нем) пришло понимание того, что мы живем не в кризисе (когда все сначала падает, а потом не мгновенно, но все же достаточном быстро восстанавливается), а просто в новых жизненных условиях. Поэтому придерживаться "кризисной стратегии" (когда нужно просто "замереть", "окопаться", "переждать") уже просто нельзя, нужно двигаться вперед, жить в существующей ситуации. В данном случае – не просто поддерживать то, что есть, а заниматься обновлением, каким-то развитием…

2. Каковы сегодня условия для развития ИТ-систем? Они отличаются от тех, что были три года назад. Хотелось бы услышать мнения на этот счет ИТ-заказчиков и ИТ-поставщиков.

А пока – собственное понимание вопроса. Я тут вижу три основных пункта:
1) Меньше денег
2) Не очень понятные отношения с зарубежными ИТ (а у нас ИТ процентов на 70-80, как не крути, зарубежные)
3) Качественно новые, более сложные и масштабные задачи.

1) По разного рода данным и соображениям можно предположить, что денег (в рублях) на ИТ не стало больше, а на муниципально-региональном уровне, есть основания полагать, стало меньше. И вряд ли можно ожидать увеличения. Интересно – насколько согласны/не-согласны с такой оценкой ИТ-практики.

2) Иностранные ИТ (давайте для простоты говорить о ПО) не только подоражали, но находятся под санкциями, причем для госсектора – в основном под собственными, российскими. Но санкции эти очень странные в том плане, что они у нас, как это часто у нас бывают, носят характер не столько формально-законодательный, сколько "по понятиям". Типа формальных запретов нет, но "лучше не надо".

Правда, в нашем сейчас случае, ситуация несколько иная – вроде бы формальные запреты есть (тот самый ФЗ-188 и Реестр отечественного ПО), но как их применять на практике – не очень понятно.

Вот тут возникает очередной вопрос к ИТ-практикам: как реально влияет на вас ФЗ-188/Реестр и как он будет влиять в будущем?

Насколько вы сегодня свободны в выборе ПО "по национальному признаку"? Что вы думаете о возможности применения Open Source? И т.д….

3. Ситуацию с новыми задачами кратко описал Александр Горчаров – старая система уже не очень устраивает, а нужно решать более сложные задачи.

Добавлю только, что с Лотусом все сложнее, чем просто с унаследованным ПО старой версии. Проблема видится в том, перспективы развитие системы со стороны IBM уже давно не очень прозрачны, разговоры о будущем систему идут уже почти 10 лет, система вроде бы развивается, но кажется, больше в сторону поддержки социальных сетей, а не СЭД. А тут еще повышение курса доллара и санкции со стороны ФЗ-188…

Что касается расширения функционала задач (как написал Александр, "обеспечивающим работу чиновника, а не только делопроизводителей"), то хотелось бы понять – в чем заключается работа чиновника на рабочих местах?

При этом, как мне видится, мы как раз к 2013 года подошли к моменту "электронной революции" – к переходу от бумажных документов (учет которых выполнялся с помощью СЭД) к настоящим электронным документ (безбумажные технологии).
Мне кажется, что это не просто вносит изменения в подходах к выбору СЭД, но и заставляет переосмыслить – что такое СЭД и зачем они нужны.

Вот на этом хочу закончить этот пост. Есть соображения, что написать в его продолжение, но очень бы хотелось услышать мнения заинтересованных лиц по затронутым аспектам и ответы на обозначенные вопросы.

Комментариев: 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии