В том посте я описал "вчерне" алгоритм взаимодействия гражданина с организацией, которые состоит из двух основных пунктов
1. Отправка письма гражданином и получение им ответа-подтверждения ("письмо принято и зарегистрировано)
2. Получение ответа от организации по существу, после чего теперь уже гражданин должен подтвердить получение ответа, и возможно, выразить организации сове мнение об уровене удовлетворености ответом.
Я еще раз хочу подчеркнуть: в своем описании я ничего специально не придумал. Этот общепринятые нормы взаимодействия некоторой организации со своими клиентами. Посмотрите, например, на работу Booking (и массу других сервисов) – все там работает именно так.
Но почем-то разговор по поводу такого довольно очевидного алгоритма взаимодействия сразу пошел в какую-то совсем другую сторону: начались рассказы о существовании каких-то законов, регламентирующих работу госорганов, о тяжелой жизни чиновников, о каких секретных (никто не смог сказать – где они опубликованы, чтобы можно было посмотреть) сборниках рекомендаций по работе с обращениями граждан.
Наконец, один из участников (Сергей) нашего разговора в Фейсбуке откликнулся на мой призыв: "расскажите – как организован алгоритм взаимодействия у вас".
Он зашел в собственную городскую Интернет-приемную, отправил (возможно, самому себе) какой запрос и получил в ответ письмо-подтверждение:
Отлично, теперь есть, что обсуждать! Я высказал свои замечания – чего не хватает в этом ответе.
Тут нет копии исходного письма
Тут нет координат какого-то лица, у которого гражданин может узнать о судьбе своего послания.
Опять же – я тут ничего нового не придумываю! Ровно так работает любой коммерческий сервис (тот же Букинг или любой Интернет-магазин) – в ответ они присылают не только номер заказа, но информацию – что именно я сказал, и необходимые контакты на случай вопросов.
Более того, все именно так всегда работало в бумажные времена! Как-то года два назад я написал некоторое заявление в местных ЖЭК. Отнес туда письмо, секретарь поставил на нем регистрационные номер, сделал ксерокопию для меня, надписано на ней свой номер телефона.
Так почему же эти известные вещи не реализуются в современной электронной системе? Какие федеральные законы помешали?
"Кажется, мы просто забыли указать эти требования в ТЗ, надо будет поговорить с разработчиками, чтобы добавили", - примерно так ответил Сергей!
И вот тут мы возвращаемся к вопросу – нужны ли "Типовые требования в СЭД для госорганов"?
Если бы они были, то тогда в конкретном проект о таких простых вещах не забыли бы и сделали бы сразу...
Тут нет координат какого-то лица, у которого гражданин может узнать о судьбе своего послания.
"Требования по умолчанию" должны быть зафиксированы.