НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Мобильный бумажно-электронный документооборот курьерской службы

Андрей Колесов
07.11.2017 15:28:36

Служба курьерской доставки – это один из довольно ярких и типичных сценариев использования мобильных ИТ. Получилось так, что последние несколько лет я не пользовался такой услугой (пользовался вариантом "самовывоз" или получал заказанные из Китая товары на почте), а тут пришлось за месяц воспользоваться два раза.

Схема доставки с точки зрения потребителя достаточно проста: клиент согласовывает со службой время доставки (в интервале от четырех часов), а дальше конкретный момент встречи уточняется по телефону с курьером в оперативном режиме.

Тут сразу хочу отметить, что этот вариант взаимодействия "отстает" от вариант современного управления службой такси в варианте "а-ля Uber". И дело тут не только в большом диапазоне времени доставки (тут есть своя понятная специфика, которая не позволяет заранее точно обозначить конкретное время встречи), а в самой схеме взаимодействия "курьер-клиент": в случае такси кроме связи по телефону, есть еще вариант мобильного GPS-взаимодействия, когда обе стороны видят местоположение друг друга на карте. Это помогает лучше синхронизировать и время, и – что еще важнее – точку встречи. Для клиента, который ожидает курьера дома или в офисе, это не очень важно, а вот для курьера, как мне пояснили, это очень важно, так как порой найти клиента по адресу (особенно при доставке по месту работы) – порой бывает очень непросто (например, когда офис находится в огромном торговом центре или в какой-то еще более огромной промзоне).

Но сейчас о другом – об оформлении "сдачи-приемки".
Раньше было все традиционно: получил товар, расписался в какой-то бумажной ведомости, и все.
Но теперь (дело было в начале октября) появилось электронное новшество: курьер предложил расписать пальцем на его смартфоне. Что ж, очень прогрессивно, в духе "цифровой экономики".

Но вот на днях пришлось столкнуться с той же службой доставки, и тут все было уже несколько иначе: курьер сказал, что нужно расписываться и на смартфоне, и в старой бумажной ведомости.
Я спросил: "Почему так? Зачем в двух местах? К чему это дублирование?"

"Мы перешли на электронный вариант сдачи заказа еще в сентябре, месяц расписывались только на планшете (приложение "Курьерская служба 2008"), но в конце октября нам сказали, что нужно расписываться и там, и там".

Прекрасная иллюстрация нашего национального бумажно-электронного документооборота! Два параллельных контура с двойным "подписыванием" для юридической страховки!

Собственно, для управления доставкой используется мобильно-серверная ИТ-система (через нее, в частности, диспетчера отслеживают в реальном времени процесс выполнения курьером заданий, через нее же ведется учет финансовых средств, сам курьер через нее следит за своим объемом работ, связывается с клиентами и пр.). Но при этом "юридически значимой" (для решения возможных конфликтных ситуаций с клиентом) является именно бумага.
Потому что так сегодня требует закон…

При этом, признаться, вариант с переходом на безбумажное взаимодействие с клиентом тоже видится не очень очевидным.
Мне, например, совершенно непонятно – насколько юридически значимой является собственноручная подпись пальцем на экране сматрфона? Нужно будет попробовать выяснить это у спецов…

Комментариев: 17

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

08.11.2017 12:34:29

Цитата
Потому что так сегодня требует закон…

По моему, у Вас какое-то предвзятое суждение - а с чего Вы взяли, что так требует закон?

Я могу понять вторую сторону, которая хочет снять с себя возможные риски и останавливается на старом дедовском способе.
А почему "эта сторона" на этом способе останавливается?
Может исходя из судебной практики?...

Но сам судья не принимает к рассмотрению просто так бумагу как доказательство - будь на ней хоть сотня подписей и печатей...
Может не в судьях дело-то?

Судья примет бумагу только если обе стороны согласны с ее "юридической значимостью" либо.... - это подтвердит эксперт.

У нас на данный момент есть прецеденты экспертизы ИТ систем на юридическую значимость - когда можно "достоверно точно" утверждать, что то, что Вы увидели в смартфоне "достоверно точно" дойдет до судьи при разбирательстве (если только до этого дойдет конечно же)?

08.11.2017 12:51:44

Обратите внимание: ваш комментарий состоит практически из одних вопросов. А ответов на них нет ни у кого... smile:-(

08.11.2017 13:18:08

Вы так легко высказали утверждение:

Цитата
Потому что так сегодня требует закон…

считая его истинным и так же легко отмахиваетесь от вопросов?
Цитата
А ответов на них нет ни у кого

Почему же нет - они есть.
Просто на данный момент это все обойдется для бизнеса дороже, чем процессинг с простой бумагой.

08.11.2017 13:35:45

Говоря "закон", я имею в виду, разумеется, не конкретный нормативный акт, а судебно-законодательную практику.

И еще мне очень странным является постоянное использование термина "бизнес" (кажется, это пошло от Сергея Голубева), который звучит порой (в том числе в данном случае), как почти "вражеский элемент").
Смею вам уверить, что "все это обойдется дороже" и для меня, совершенно частного лица. И для чиновника. Для всех!

А можно вас спросить - почему это обйдется дороже для нас? Потому что у нас такие законы и такая судебная практика... smile:-(

08.11.2017 13:58:13

Цитата
И еще мне очень странным является постоянное использование термина "бизнес"

А я специально разделяю бизнес и госструктуры - потому, что они работают немного в разном правовом поле, т.е. помимо правового поля для бизнеса у госструктур еще существует нормативка, издаваемая Правительством и соответствующими министерствами, которые они не могут игнорировать, в отличии от бизнеса.
Цитата
А можно вас спросить - почему это обйдется дороже для нас? Потому что у нас такие законы и такая судебная практика

Ни в коей мере - потому что тот бизнес, который предоставляет тему юридически значимого взаимодействия немного жаден. smile;)
Цитата
Смею вам уверить, что "все это обойдется дороже" и для меня, совершенно частного лица. И для чиновника. Для всех!

А какой смысл тогда уходить от старых дедовских способов, если в общем это обходится дороже? smile:o

08.11.2017 14:12:27

Если дороже, то, конечно, не нужно уходить.
Но странно - почему дороже?

08.11.2017 14:24:21

Цитата
Но странно - почему дороже?

Ну так у вас прекрасная тема возникает - если встретитесь с ними на конференциях - пусть расскажут о своих расчетах. smile:D
А то для "моего положения" как пользователя их услуг обычно звучит, что-либо подобное: "...могут себе позволить столько платить за их услуги..." smile:o

08.11.2017 18:10:04

Подождите! Давайте вернемся к посту! В моем примере никаких поставщиков услуг вообще нет.

09.11.2017 07:25:20

Цитата
Давайте вернемся к посту! В моем примере никаких поставщиков услуг вообще нет.

Прекрасно - давайте вернемся: в Вашем примере кто предоставляет гарантию подтверждения того, что Вы действительно приняли свой заказ? Планшет? Некое ПО, работающее на планшете? Служба курьерской доставки?:
Цитата
Мы перешли на электронный вариант сдачи заказа еще в сентябре, месяц расписывались только на планшете (приложение "Курьерская служба 2008")

09.11.2017 18:53:38

Я перечитал несколько раз ваш вопрос и нахожусь в некоторой растерянности. Не очень понял сам вопрос (например - кому предоставляется гарантия? и почему именно гарантия? Гарантия чего?).

Если говорить о работе приложения, то оно - клиент-серверное, все хранится на сервере. И это -намного надежнее, чем бумажная ведомость, поскольку ведомость такая хранится у курьера, а сервер - у начальства, к нему курьер доступа не имеет.

И вообще, нужно для начала сформулировать задачу, прежде чем ее решать.

10.11.2017 07:35:32

Цитата
Я перечитал несколько раз ваш вопрос и нахожусь в некоторой растерянности

Ваша растерянность странна, поскольку из поста в пост вы все время акцентируетесь на одном вопросе:
  • Почему до сих пор используют бумагу
  • Почему не переходят на чисто электронное взаимодействие

Так?

В выводах у вас все время звучит:
либо виноват закон, либо виновато министерство, либо Правительство, либо страна в целом (сарказм)

Тогда ответьте на вопрос: если посылку вам не доставят, причем не важно какой документооборот производился при заказе и доставке (сузим варианты на том, что саму посылку вы оплатили) - что вы будете делать?

Цитата
бумажная ведомость, поскольку ведомость такая хранится у курьера, а сервер - у начальства, к нему курьер доступа не имеет

Странное у вас представление о делопроизводстве в целом?
Такое впечатление, что вы с этим вообще не сталкивались.

10.11.2017 18:18:54

У нас с вами странный разговор...

Цитата

Странное у вас представление о делопроизводстве в целом?
Такое впечатление, что вы с этим вообще не сталкивались.


Вряд ли имеет смысл продолжать разговор в подобном тоне. Ведь я тоже могу сказать, что "такое впечатление, что вы вообще жизни не знаете".

Вы задаете вопросы, как будто я - ученик начальной школы, только вчера узнавший о существовании почты и многих других вещей.

Можно я задам вам встречный вопрос: а что вы делаете, если вам не доставили оплаченный вами заказ?И еще - у вас в реальной жизни были такие случаи? Что и как вы делали?

Жду вашего ответа.
А пока сообщу свои ответы
1. Я свяжусь с поставщиком, узнаю, в чем дело и как-то решу вопрос.
2. У меня большой опыт в плане подобных заказов. Были подобные ситуации, но крайне редко. И все ситуации решались банально просто - без конфликтов, без обращений в суд.
3. Последние годы я активно делают Интернет-покупки в Китае. Недоставки были, но это - 1-2%. Все проблемы решались в электронном формате общения. Обычно - возвращали деньги, реже - присылали товар.

Это мои ответы. Жду теперь ответы от вас.

13.11.2017 11:20:15

Цитата
Вряд ли имеет смысл продолжать разговор в подобном тоне. Ведь я тоже могу сказать, что "такое впечатление, что вы вообще жизни не знаете".

Вы задаете вопросы, как будто я - ученик начальной школы, только вчера узнавший о существовании почты и многих других вещей.

А что вы хотели, заявив подобное:
Цитата
поскольку ведомость такая хранится у курьера, а сервер - у начальства, к нему курьер доступа не имеет.

Вы всерьез считаете, что у курьера свой документооборот, а его начальства свой?
Я задаю вопросы, потому что вы сами задали вопрос:
Цитата
Но странно - почему дороже?

Хотя ответ уже прозвучал в первом же комментарии.

Ставя вопросы в посте - попутно вы сами же на них отвечаете - но все ваши ответы достаточно странны, поскольку всегда отталкиваетесь от своего мироочущения (журналистского), а ответы пытаетесь давать чуть ли не глобального масштаба?

Если честно, то разговор с вами мне опять наскучил.
Можете откомментироваться здесь и я пойму, что мы с вами скучны обоюдно smile;)

13.11.2017 11:43:54

Либо оставить комментарий здесь, если тема еще интересна, хотя, как я уже написал:

Цитата
Если честно, то разговор с вами мне опять наскучил.

Цитата
Жду вашего ответа.
А пока сообщу свои ответы
1. Я свяжусь с поставщиком, узнаю, в чем дело и как-то решу вопрос.
2. У меня большой опыт в плане подобных заказов. Были подобные ситуации, но крайне редко. И все ситуации решались банально просто - без конфликтов, без обращений в суд.
3. Последние годы я активно делают Интернет-покупки в Китае. Недоставки были, но это - 1-2%. Все проблемы решались в электронном формате общения. Обычно - возвращали деньги, реже - присылали товар.

Это мои ответы. Жду теперь ответы от вас.


Не имеет смысл рассматривать варианты, которые решаются по обоюдному согласию - поскольку это очевидно - раз они разрешаются.
Но я специально пытался акцентировать ваше внимание на крайние варианты, которые не разрешаются самостоятельно:
Цитата
(сузим варианты на том, что саму посылку вы оплатили)

Поскольку именно здесь вы как покупатель будете взывать "о помощи для восстановлении ваших прав" (ну что-то в этом смысле).

К кому вы будете взывать?
(Здесь я подразумеваю не только конкретно вас как субъекта - подразумевается что на вашем месте может оказаться кто-либо еще, более или менее понимающих что есть ИТ-технологии и т.д.)

Естественно к государству, как последней инстанции, которая выступает гарантом соблюдения ваших прав.
Вот на данном этапе как раз и начинает весь ваш "документооборот" с поставщиком превращаться или нет в юридически значимый.

И если по бумаге все достаточно ясно - поскольку это работает достаточно долго - отработаны, так сказать, все технологии выявления правдивости и т.д., то с ИТ системами достаточно туманно.
Цитата
Судья примет бумагу только если обе стороны согласны с ее "юридической значимостью" либо.... - это подтвердит эксперт.


Так вот - где и на каком этапе с ИТ системами начинает работать"эксперт"?:
Цитата
У нас на данный момент есть прецеденты экспертизы ИТ систем на юридическую значимость - когда можно "достоверно точно" утверждать, что то, что Вы увидели в смартфоне "достоверно точно" дойдет до судьи при разбирательстве (если только до этого дойдет конечно же)?


P.S. И естественно разговор здесь ведется о бизнесе.
Также:
Цитата
не конкретный нормативный акт, а судебно-законодательную практику.

к сожалению - с юридической точки зрения - такого понятия не существует

13.11.2017 16:56:17

Я думаю, что мы ушли от темы поста. А именно - явные ненормальности при нашем бумажно-электронном документообороте.

Ты начинаете углубляться в частности (причем довольно банальные). Объяснять все эти давно изветсные вещи не входит в задачи этого поста smile:-)

14.11.2017 15:04:42

Если все это банальщина - тогда смысла в вашем посте ноль.

Вы выбрали случай, где происходит банальное нарушение прав граждан, собирая с них отпечатки пальцев - а почему бы уж тогда и скан сетчатки глаза не собирать? а может номера банковских карт с паролями?

Кому то взбрела в голову бредовая идея, а вы теперь раздуваете это до небес ненормальности "национального" документооборота?
И законы упомянули, не удосужившись при этом справиться какие именно...

Тогда ваш пост - сплошной популизм, если на то пошло.

Или вы ставили перед собой некую другую задачу?

15.11.2017 11:19:58

Задача моего поста - показать ненормальности нашего российского бумажно-электронного документооборота.
Вы считаете, что необходимость двойного расписывания в получении (и в бумажном и в электронном документе) - это нормально? Я считаю - ненормально, даже как-то диковато...

А то, что такое "двойное расписывание" объясняется нашей российской нормативно-правовой базой и нашей российской судебной практикой - это видится совершенно очевидным, не требующим времени на споры...

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии