НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Электронное ОСАГО – как способ повышения надежности и защиты от жуликов

Это выглядит довольно странно, но даже сегодня многие люди считают, что использование бумажных документов – это более надежно, чем что-то такое "электронное". Особенно, если речь идет о "рекордах" – важных для конкретного человека документах, в которых зафиксированы параметры его статуса (рождение, образование и пр.), права на собственность, на финансовые активы.

В этой связи можно вспомнить историю перехода с бумажных на электронные авиабилеты (кажется, это было где-то в районе 2008-2012 гг) – сколько тогда было споров и сомнений. "Одно дело, если у тебя есть на руках отпечатанный на защищенном бланке билет, и совсем другое – если ты приходишь просто с паспортом и каждый раз думаешь – найдет сотрудников твой билет в "компьютере" или не найдет".

Казалось бы, этот пример (переход на электронные билеты) должен убедить всех, что электронные билеты – это не только удобно, но и надежно. Но, тем не менее, сомнения еще продолжают бытовать: "Все же билеты – это одноразовая штука, и риски по стоимость тут не очень велики, - говорят скептики. -  Совсем другое, если речь идет долгоиграющий документах (например, вклад в банке) с более существенными финансовыми рисками".
[spoiler]
Но вот пример со страховками ОСАГО: с начала 2018 начали действовать целый ряд нормативных документов, которые должны способствовать стимулированию автовладельцев и страховщиков к ускоренному переходу от бумажных к электронным страховым сертификатам. И делается это в основном именно для того, чтобы повысить защищенность документов, минимизировать потенциальные угрозы со стороны "поддельных страховщиков", а также сделать сервис выдачи страхового полиса более доступным массовому покупателю.

Как пояснила эксперт в области электронного документооборота в финансовой сфере, преподаватель высшей школы Елена Романченко, три-четыре года назад резко возросла проблема поддельных полисов ОСАГО. Основными причинами стали рост стоимости ОСАГО и, соответственно, увеличение страховых выплат (в том числе в результате повышения активности автоюристов). В 2015-2016 гг. в стране появились регионы, где приобретение страхового полиса ОСАГО стало настоящей проблемой и одной из ключевых причин, которые привели к увеличению количества поддельных полисов, оформленных на бумажном носителе (на бланках), которые практически невозможно было отличить от подлинных документов.

Решение всего спектра проблем лежало в нескольких плоскостях: необходимо было разработать комплексные меры, в том числе с использованием информационных технологий (созданием сервисов, сайтов, баз данных) и активного продвижения идеи перевода оформления полисов данного вида страхования в электронный вид. При этом именно проработка и изменение нормативной и законодательной базы, активное внедрение новых технологий в области работы с информацией и документами, а также деятельность ЦБ РФ и Российского союза автостраховщиков о в целом принесло положительный результат. В законе, который начал действовать с 1 января, предписывается также обязанность сотрудников ГИБДД проверять подлинность предъявляемых им водителями страховок (как бумажных, так и электронных) через Интернет в режиме "онлайн".

Но как раз в этом моменте Елена Романченко видит одну загвоздку: "Отсутствие 100% покрытия территории Интернетом и технико- технологического обеспечения всех подразделений ГИБДД не позволяет нормально пользоваться e-ОСАГО в регионах". Именно поэтому, по ее мнению, для некоторых автовладельцев предпочтительными остаются бумажные документы. И именно поэтому автовладельцы, даже оформив электронные полисы, иногда обращаются в страховые компании с просьбой предоставить копию такого полиса на бумажном носителе.

Впрочем, что же касается ГИБДД, то ее сотрудникам не очень хочется иметь дело и в таком Интернет-продвинутом регионе, как Москва: во время новогодних каникул меня остановил мобильный ГИБДД-патруль (с октября прошлого года к ним вернулось право останавливать автомобили для проверки документов), но, к некоторому моему удивлению, он ограничился просмотром только водительского удостоверения и ТС-свидетельства, не спросив, как обычно ранее, ОСАГО. Теперь я понимаю почему: им не хотелось (или не моглось) "пробивать" документ через Интернет (если бы они его спросили, то должны были сделать это).
Владислав Артюков
"В этой связи можно вспомнить историю перехода с бумажных на электронные авиабилеты (кажется, это было где-то в районе 2008-2012 гг) – сколько тогда было споров и сомнений. "Одно дело, если у тебя есть на руках отпечатанный на защищенном бланке билет, и совсем другое – если ты приходишь просто с паспортом и каждый раз думаешь – найдет сотрудников твой билет в "компьютере" или не найдет". "

Андрей, эти люди живут в другом мире. Для них "электронный билет" - это hardcopy. Более того, когда (2016) я предоставил "автомату" (VKO, очередной оборзевший аэропорт с бутылкой воды 0.5 за сто рублей) свой планшет с билетом и кодом QR ... автомат сказал "янешмогла". Пришлось вводить номер билета пальцами.
Елена Романченко
Не сразу Москва строилась. Когда-то для нас и системы электронного документооборота были новинкой. А теперь обсуждаем интеллектуальную обработку документов. Все меняется.
Владислав Артюков
"Когда-то для нас и системы электронного документооборота были новинкой."

Колесов весьма прав в том, что давно уже пора писать историю IT в РФ. Точнее, пока хроники.

Вернемся к ЭДО. Новинкой оно было примерно в середине 90-х. Посмотрим, что пишут исторические источники...

* http://www.docsvision.com/o-kompanii/about/
"В 1998 году в компании Digital Design группа разработчиков под руководством Владимира Андреева создала OfficeClerk — первый прототип системы, построенный на основе Microsoft Exchange. Через год принято решение о создании собственной системы Docsvision на базе SQL Server и платформы Microsoft .Net. "

Эти историографы утверждают, что в году 1998+1 вполне себе успешно работало MS .Net. Нет, господа мои хорошие, не работало. .Net. Оно как RTM случилось только в году 2000. А реально начало шевелиться лет через пять.