НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Электронное ОСАГО – как способ повышения надежности и защиты от жуликов

Андрей Колесов
15.01.2018 06:17:47

Это выглядит довольно странно, но даже сегодня многие люди считают, что использование бумажных документов – это более надежно, чем что-то такое "электронное". Особенно, если речь идет о "рекордах" – важных для конкретного человека документах, в которых зафиксированы параметры его статуса (рождение, образование и пр.), права на собственность, на финансовые активы.

В этой связи можно вспомнить историю перехода с бумажных на электронные авиабилеты (кажется, это было где-то в районе 2008-2012 гг) – сколько тогда было споров и сомнений. "Одно дело, если у тебя есть на руках отпечатанный на защищенном бланке билет, и совсем другое – если ты приходишь просто с паспортом и каждый раз думаешь – найдет сотрудников твой билет в "компьютере" или не найдет".

Казалось бы, этот пример (переход на электронные билеты) должен убедить всех, что электронные билеты – это не только удобно, но и надежно. Но, тем не менее, сомнения еще продолжают бытовать: "Все же билеты – это одноразовая штука, и риски по стоимость тут не очень велики, - говорят скептики. - Совсем другое, если речь идет долгоиграющий документах (например, вклад в банке) с более существенными финансовыми рисками".

Но вот пример со страховками ОСАГО: с начала 2018 начали действовать целый ряд нормативных документов, которые должны способствовать стимулированию автовладельцев и страховщиков к ускоренному переходу от бумажных к электронным страховым сертификатам. И делается это в основном именно для того, чтобы повысить защищенность документов, минимизировать потенциальные угрозы со стороны "поддельных страховщиков", а также сделать сервис выдачи страхового полиса более доступным массовому покупателю.

Как пояснила эксперт в области электронного документооборота в финансовой сфере, преподаватель высшей школы Елена Романченко, три-четыре года назад резко возросла проблема поддельных полисов ОСАГО. Основными причинами стали рост стоимости ОСАГО и, соответственно, увеличение страховых выплат (в том числе в результате повышения активности автоюристов). В 2015-2016 гг. в стране появились регионы, где приобретение страхового полиса ОСАГО стало настоящей проблемой и одной из ключевых причин, которые привели к увеличению количества поддельных полисов, оформленных на бумажном носителе (на бланках), которые практически невозможно было отличить от подлинных документов.

Решение всего спектра проблем лежало в нескольких плоскостях: необходимо было разработать комплексные меры, в том числе с использованием информационных технологий (созданием сервисов, сайтов, баз данных) и активного продвижения идеи перевода оформления полисов данного вида страхования в электронный вид. При этом именно проработка и изменение нормативной и законодательной базы, активное внедрение новых технологий в области работы с информацией и документами, а также деятельность ЦБ РФ и Российского союза автостраховщиков о в целом принесло положительный результат. В законе, который начал действовать с 1 января, предписывается также обязанность сотрудников ГИБДД проверять подлинность предъявляемых им водителями страховок (как бумажных, так и электронных) через Интернет в режиме "онлайн".

Но как раз в этом моменте Елена Романченко видит одну загвоздку: "Отсутствие 100% покрытия территории Интернетом и технико- технологического обеспечения всех подразделений ГИБДД не позволяет нормально пользоваться e-ОСАГО в регионах". Именно поэтому, по ее мнению, для некоторых автовладельцев предпочтительными остаются бумажные документы. И именно поэтому автовладельцы, даже оформив электронные полисы, иногда обращаются в страховые компании с просьбой предоставить копию такого полиса на бумажном носителе.

Впрочем, что же касается ГИБДД, то ее сотрудникам не очень хочется иметь дело и в таком Интернет-продвинутом регионе, как Москва: во время новогодних каникул меня остановил мобильный ГИБДД-патруль (с октября прошлого года к ним вернулось право останавливать автомобили для проверки документов), но, к некоторому моему удивлению, он ограничился просмотром только водительского удостоверения и ТС-свидетельства, не спросив, как обычно ранее, ОСАГО. Теперь я понимаю почему: им не хотелось (или не моглось) "пробивать" документ через Интернет (если бы они его спросили, то должны были сделать это).

Комментариев: 9

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

16.01.2018 05:21:29

Пока у руля поколение, выросшее на деревянных игрушках, вряд ли что изменится. Особенно, когда это "электронное" постоянно сбоит. Получить электронное ОСАГО - надо запастись неисчерпаемым терпением. А "сетевой город", дневник ученика, отдельная песня. Во многих школах к бумажному вернулись.

17.01.2018 10:04:18

Соглашусь отчасти. Дело в том, что есть отставание в готовности и возможности работать с электронными документами и электронными сервисами. И дело здесь не в поколении, так как многие пенсионеры, при наличие возможности, вполне нормально пользуются смартфонами и ПК.
Во многих случаях нам не хватает финансирования, профессиональных кадров, знаний и навыков, технического и технологического обеспечения.
И здесь проблема на уровне государства и органов, которые должны комплексно решать данную проблему.
А решать этот блок вопросов надо ТОЛЬКО с выполнением обязательных условий: полноценное финансирование и привлечение профильных экспертов в нескольких областях (от области технологий работы с документами (включая архивное хранение и использование) до области подготовки кадров).

17.01.2018 10:39:14

Финансирования не хватает почему? Потому что стоящие у руля не понимают важности вопроса, а, самое главное, не разбираются в нем.
Экспертов не хватает по тем же причинам. Ещё не выросло поколение, для которого поголовно проще заказать билет через сайт, чем переться в кассу

17.01.2018 10:55:28

Мы с Вами хорошо понимаем причины проблем и последствия. В этой части обсуждать нечего.
Что касается поколения, то сегодня все до 50 лет включительно (и даже старше) вполне нормально пользуются благами интернет-пространства при условии наличия возможности.
Поэтому снова возвращаюсь к вопросу обеспеченности и доступности техники и технологий. У многих (банально) нет смартфонов - планшетов-ПК. Кроме того, как справедливо отмечено в публикации Андрея, у нас страна большая, и Интернет далеко не везде есть. Проблема решается, но очень уже медленно.
Ну, и в дополнение - не все умеют работать с сайтами и электронными документами. То есть повышение грамотности населения -это важнейшая задача, которую надо решать, если хотим чего-то добиться в обозримом будущем.

17.01.2018 09:37:59

Проблема поддельных страховых полисов, действительно, актуальная и интересная не только страховщикам, но и потребителям.
К слову сказать, было довольно много публикаций и на тему того, что подлинность или наличие полиса ОСАГО будут проверять автоматически через базы ГИБДД, и о том, что проведена тотальная смена бланков. Поэтому последние изменения в законодательной базе и практике - это логически последовательные шаги в данном направлении.
Перевод полиса ОСАГО в электронный вид - это не тема 2018 года. Вернее - это продолжение процесса, который был начат пару лет назад. За прошедшее время было сделано очень многое.
Во-первых, страховщики доработали свои сайты, через которые в режиме on-line возможно оформление полисов ОСАГО.
Во-вторых, РСА был инициирован и последовательно реализовывался проект "Единый агент", который решал вопрос налаживания процесса обязательного страхования автогражданской ответственности в проблемных регионах, где активно действовали автоюристы. Кстати, многие вопросы в этой части решались совместно с региональными властями.
В-третьих, постепенно идет повышение финансовой грамотности населения. Страховщики доводят до клиентов информацию о том, что приобретать полисы необходимо у официальных представителей страховых компаний. Проверку на подлинность (действительность) полисов можно провести на сайте РСА.
То есть клиент начал понимать, что купленная в подворотне бумажка при ДТП, если таковое случается, не поможет, так как деньги за этот псевдодокумент получил мошенник, а не страховая компания. Поэтому страховая компания в таком случае ничего никому не должна возмещать.
И последнее - сегодня технологии развиваются очень быстро. Уже появляется новое программное обеспечение, позволяющее решать вопросы оформления европротокола при ДТП. То есть наличие электронного полиса - это только первый шаг к созданию удобного и быстрого сервиса по решению проблем автовладельцев.

17.01.2018 21:38:46

И похоже, ГИБДД действительно не хочет ввязываться в проверку полисов по Интернету.
Меня сегодня опять остановили "для проверки документов". Я дал техсвидельство и права, инспектор спросил "а страховка есть". Я сказал "конечно" и все.

К сожалению, действительно, получается, что с проблемой подлинности многие водители сталкиваются только, когда возникает необходимость в ремонте в результате ДТП.

19.01.2018 17:37:45

"В этой связи можно вспомнить историю перехода с бумажных на электронные авиабилеты (кажется, это было где-то в районе 2008-2012 гг) – сколько тогда было споров и сомнений. "Одно дело, если у тебя есть на руках отпечатанный на защищенном бланке билет, и совсем другое – если ты приходишь просто с паспортом и каждый раз думаешь – найдет сотрудников твой билет в "компьютере" или не найдет". "

Андрей, эти люди живут в другом мире. Для них "электронный билет" - это hardcopy. Более того, когда (2016) я предоставил "автомату" (VKO, очередной оборзевший аэропорт с бутылкой воды 0.5 за сто рублей) свой планшет с билетом и кодом QR ... автомат сказал "янешмогла". Пришлось вводить номер билета пальцами.

19.01.2018 18:55:21

Не сразу Москва строилась. Когда-то для нас и системы электронного документооборота были новинкой. А теперь обсуждаем интеллектуальную обработку документов. Все меняется.

20.01.2018 08:24:39

"Когда-то для нас и системы электронного документооборота были новинкой."

Колесов весьма прав в том, что давно уже пора писать историю IT в РФ. Точнее, пока хроники.

Вернемся к ЭДО. Новинкой оно было примерно в середине 90-х. Посмотрим, что пишут исторические источники...

* http://www.docsvision.com/o-kompanii/about/
"В 1998 году в компании Digital Design группа разработчиков под руководством Владимира Андреева создала OfficeClerk — первый прототип системы, построенный на основе Microsoft Exchange. Через год принято решение о создании собственной системы Docsvision на базе SQL Server и платформы Microsoft .Net. "

Эти историографы утверждают, что в году 1998+1 вполне себе успешно работало MS .Net. Нет, господа мои хорошие, не работало. .Net. Оно как RTM случилось только в году 2000. А реально начало шевелиться лет через пять.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии