Общий вывод: переход на электронный обмен юридически значимыми документами (в первую очередь это счета-фактуры, но также договора, счета и пр.) идет в нашей стране совсем не такими быстрыми темпами, как это ожидалось поначалу и даже еще два-три года назад.
[spoiler]
Всего три года назад компания J’son & Partners Consulting прогнозировала рост российского рынка инвойсинга (то, что у нас называется ЮЗЭДО) с 2015 по 2018 год, с 2% до 22%, а получилось лишь до 4,4%. Почему такой прогноз (который считали тогда реалистичным многие игроки рынка) оказался сокрушительно нереализованными – об этом эксперты сегодня предпочитают не говорить. В результате сейчас "электронная" доля в обмене документами на коммерческом рынке по-прежнему находится на малозначимом уровне в 2-4% (остальное бумага).
В общем, можно констатироваться, что все это направление по-прежнему находится в каком состоянии "начального формирования". Об этом, в частности, говорит факт большого числа ЭДО-операторов (29): зрелый рынок обычно характеризуется наличием 3-5 ключевых поставщиков (для аналогии можно посмотреть на рынок сотовых операторов или электронной почты).
С ЭДО-роумингом (взаимодействие предприятий, подключенных к разным ЭДО-операторам) ситуация выглядит примерно также: за последние годы количество документов передаваемые в абсолютном исчислении несколько возросло, а в относительном – даже немного снизилось (в целом находится на уровне 3-5%).
Чтобы понять ситуацию, опять приведу пример сотовой связи или электронной почты: представьте, что почти все общение между людьми идет в рамках одного оператора. При том, что общее число операторов – почти три десятка.
Напомню, что о проблеме ЭДО-роуминга стали активно говорить еще лет пять назад. Поначалу РОСЭУ предлагала архитектуру "точка-точка" (каждый оператор договаривается и устанавливает связь с другим напрямую), предложив при этом некий интерфейс взаимодействия. Реализация этой идеи шла тяжело.
Новой этап в решении этой задачи наступил два года назад, когда к этому делу подключился "Ростелеком", и многие подумали "ну, вот, наконец-то".
У меня тогда по этому поводу была опубликована статья, название которой было тогда сформулировано в виде не утверждения, а вопроса.
Сможет ли Ростелеком решить проблему роуминга операторов ЭДО?
Лично я уже тогда давал отрицательный ответ на этот вопрос. Уже через полгода на конференции во ЮЗЭДО было видно, что мой прогноз сбывается. А сейчас Анатолий Миклашевич уверенно сказал, что проект ЭДО-роуминга от "Ростелеком" фактически провалился. К сожалению, анализ причин провала я не услышал.
От себя скажу, что в 2016-м году свой проект по созданию роуминг-центра запустила "1С", но и у нее из этого, кажется, ничего значимого не получилось (к нему подключились только несколько партнеров "1С").
Короче говоря, как сказал Анатолий Миклашевич, сегодня работоспособной является все та же модель "точка-точка", при том, что всем известно, что такая архитектура является крайне неэффективной и достаточно сложной в реализации.
Ситуация таких "пар" выглядит сегодня лучше, чем четыре года назад, но все же ее трудного назвать удовлетворительной. При этом нужно учитывать, что наличие установленный связей еще совсем не значит, что предприятия реально пользуются ими (об этом тоже сказал докладчик).
В чем лично мне видится проблема?
1. Не очень понятно: является ли низкая доля роуминга следствием слабого развития рынка ЭДО как такового или наоборот, его отсутствие является одной из причин его слабого развития и низких темпов роста?
Из ответов ЭДО-операторов следует, что они придерживаются первого варианта ответа, я же считаю, что правильным является второй.
2. Еще более не понятно: собирается ли кто-то решать проблемы роуминга на принципиальном организационно-техническом уровне?
Создается впечатлений, что "нет". В качестве современного варианта предлагается использовать схему "точка-точка", о которой и шла речь на вебинаре.
Пример на этой странице.
Надпись "Андрей Колесов" рядом с фотом.
https://www.itweek.ru/ecm/forum/user/1371/
Ссылка ведет в никуда.