НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Разработчики ПО: следовать за рынком или вести его за собой?

Андрей Колесов
18.06.2012 14:57:34

В записи, сделанной уже почти как две недели (Поставщики СЭД и ECM-вендоры – в чем разница?), высказал такое мнение:

Цитата
"наши разработчики-поставщики {СЭД}идут пассивно следом за требованиями рынка, вместо того, чтобы активно участвовать в их формировании".

Но на это получил через ФБ замечание-комментарий от Максима Смирнова:

Цитата
На протяжении 15 лет разработчиков учили работать по требованиям заказчика. Как они могут действовать иначе? Это большая удача, когда в силу тех или иных причин разработчик получает возможность концептуализировать некоторую тему, сделать софт, реализующий идею, да еще и на этом зарабатывать какие-то деньги. Это не только проблема СЭД. Значительная часть рынка ИТ-услуг это реализация требований заказчика. А тот кто не верит в разумность требований и сам знает какой софт делать, обычно, идет в open source


Я, в целом, не могу согласиться с такой позицией. Хотя, конечно, для начала нужно сделать некоторые уточнения.

Модель действий разработчика (точнее, любого человека, в том числе предпринимателя) определяется (в среднем) не его личными качествами, а общей ситуацией на рынке (не субъективными, а объективными факторами). Т.е. мой тезис о СЭД-поставщиках – это не столько упрек к ним, сколько констатация объективной обставновки.

Но при этом нужно понимать, что субъективные факторы все же влияют тоже, от личности тоже многое зависит. Поэтому тот тезис – в некоторой степени и упрек.

Не знаю на собственном опыте кто и как учил "работать по требованиям заказчика" последние 15 лет (сам уже 17 лет не зарабатываю программированием). Но в чем-то я хорошо понимаю тезис Сергея: историческая проблема именно российской разработки (точнее, советской) – это то, что у нас программирование был во многом процессом, оторванным от достижения результата. В значительной (но далеко не на 100%!) степени стилем свободного художника (которые живет при этом на твердом окладе), который может рисовать, что захочет, а нравится это или не нравится пользователю – это проблема самого пользователя.

Вроде бы, некоторые успехов в понимании того, что разработчик должен все же работать на требования рынка (и уж тем более конкретного заказчика) мы, вроде бы, достигли. Хотя еще есть над чем работать.

Но все же давайте, различать
1) "разработчика ПО", как руководителя проекта, и программиста-кодера;
2) внутрифирменного разработчика (на окладе), заказного внешнего разработчика (получил деньги за работы и забыл про нее) и вендора (разработчика продуктов, которые будет "отбивать" свои инвестиции в дело потом еще долго-долго).

Разная мотивация, разная модель поведения, разное отношение к "опережению рынка".
Но при этом я совершенно убежден, что любой разработчик (в том числе и кодер) должен всегда, отвечая "велениям рынка" (в том числе в виде текста конкретного ТЗ), опережать их. Только тогда можно добиваться успехов в карьере или в бизнесе.

Более того, как раз для разработчика-вендора, нужно порой и просто идти на риски "несоответствия велениям", опережения сегодняшних требований.

Как известно, "кто не рискует, тот не пьет шампанского!"

Комментариев: 4

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

18.06.2012 17:56:42

Очень актуальная тема, особенно про шампанское!
Можно наблюдать как идет проектирование систем, например, строится архитектура ЭП (или любого другого объекта) на основе известных ТС и ПО. Устанавливается ТС, настраивается ПО. Включаем - не работает. Оказвается технологию, собственно объект автоматизации ни кто в расчет не брал. Потом, методом проб и ошибок, быстренько с неоднократным переносом сроков запускается нечто. Лучше бы они этого не делали.
Понятно, когда другой техники нет или выбор системного ПО определен заранее, но прикладные задачи нужно делать самостоятельно, а это значит что в этом месте надо подумать хорошенько.
Как-то были в уважаемой организации, или мы к ним напросились, или нас пригласили , в общем был обоюдный интерес. Вопрос стоял об архитектуре в который раз уже. Мы предложили структуру организации технологи. После представления организации, нас спросили, а где ЭЦП?!!
Последствия всяких кризисов - горизонт планирования очень короткий. За год что-то стоящее сделать трудно, а по-простому бабки зарабатываются влет.
Поэтому с шампанским у нас напряженка. В смысле пьем, а счастья нет smile:D

19.06.2012 12:56:58

Цитата
наши разработчики-поставщики {СЭД} идут пассивно следом за требованиями рынка, вместо того, чтобы активно участвовать в их формировании


Любой поставщик/продавец/разработчик отзывается на требования рынка. Вопрос, за чей счет он это делает, за свой или заказчика.

Исторически на рынке разработки ПО утвердились две основные бизнес-модели: продуктовая и проектная. Однако, на начальной стадии развития рынка многие компании работали по «гибридной» модели – дорабатывали и настраивали «брэнд» собственной разработки за счет заказчика, оформляя соответствующую деятельность как «проект». По ряду причин на рынке СЭД такая модель просуществовала дольше, чем на других рынках и отчасти продолжает существовать и поныне.

Максим Смирнов
19.06.2012 18:55:33

Давайте различать требования рынка и требования заказчика. Я говорил о требованиях заказчика. Спасибо Александру Сапожникову за комментарий о проектной и продуктовой организации работ. Проектные методологии разработки ПО известны и используются начиная с появления в середине 90-х Unified Process. Про продуктовые методологии заговорили последние несколько лет.

Отечественным разработчикам и интеграторам, на мой взгляд, как раз и не хватает "продуктового" мышления. И дело здесь не в "оторванности от результата", а в элементарном неумении делать продукты. По работе мне приходится часто общаться с европейскими поставщиками ПО. Подавляющее большинство из них приходят к вам с продуктом, выражающим определенную концепцию и внятным роадмэпом развития этого продукта. У нас же наоборот больше принято разрабатывать ПО по принципу "чего изволите". Не надо называть это ориентацией на результат, это скорее банальное желание заработать денег прямо сейчас. При этом, если заказчик требует какую-нибудь дурь, то её ему обязательно сделают.

19.06.2012 21:23:16

Цитата
Давайте различать требования рынка и требования заказчика. Я говорил о требованиях заказчика.


Я так и понял ваш комментарий в Фейсбуке. Но комментарий тот был написал на пост, где говорилось о требованиях рынка и тактике-стратегии не просто проектной компанды, а именно о вендорах, разработчиках отчуждаемых продуктов, которые создают ПО не по внешним ТЗ, а в соответствии со своим видением развития (именно развития, а не текущего состояния) рыночных требований.

Как я понял ваш комментарий, мы с вами солидарны в таком понимания нашей "национальной специфики".

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии