Почти год назад компания “Компьютер-Центр “КЕЙ” начала внедрение свободного программного обеспечения в своих магазинах. Поставщиком решений и технической поддержки выбран “ГНУ/Линуксцентр”, в качестве операционной системы для рабочих станций используется Mandriva Linux.

Оправдались ли ожидания, какие побочные эффекты были выявлены? В преддверии конференции Russian Open Source Summit на эти и другие вопросы нашего обозревателя Сергея Голубева отвечает ИТ-директор предприятия Олег Вайнберг.

PC Week: Один из главных аргументов внедрения Linux — экономия на покупке лицензий. Подтверждает ли это практика? Стоит ли игра свеч?

Олег Вайнберг: На это не так-то просто ответить. Надо учитывать TCO, а не стоимость лицензий. Поэтому всё упирается в вопрос масштаба. На открытии одного магазина мы экономили на лицензиях и “железе” примерно 17—20 тыс. долл. На шести магазинах соответственно получилось 100—120 тыс.

Первоначальные расходы на проект составили примерно 20 тыс. долл. Ну и текущая поддержка, включая все доработки, оптимизацию и т. д., вылилась за это время примерно в 30 тыс. Сейчас системы работают весьма стабильно — от поддержки, вероятно, через пару месяцев, можно будет отказаться.

Но все равно, хлопот с “1С” под Linux несколько больше. Мне приходится держать одного дополнительного сотрудника.

Если фирма будет продолжать развитие и открывать магазины, то Linux будет, несомненно, выгоднее. Все затраты и на проект, и на стабилизацию систем уже сделаны, поэтому каждый новый магазин будет давать чистую экономию. А вот если фирма остановится в развитии, то, как мне кажется, в долговременной перспективе какой-то заметной экономии не получится.

PC Week: Если ли какие-то побочные положительные эффекты внедрения?

О. В.: Да. Мы забыли о вирусах и червях. Их, правда, и раньше было немного, поскольку стоит корпоративный антивирус. Второе — перестала болеть голова, что сотрудники что-то поменяют в настройках. Опять же, при переводе фирмы на технологии “1С” у нас высвободилось несколько сотен машин, которые по производительности не тянули связку “«1С» плюс Windows”. И не поддавались апгрейду. Их надо было бы выбросить и оплачивать новые. Теперь мы их используем при открытии новых магазинов. Шесть уже открыли, и еще на столько же хватит. А потом будем использовать недорогие тонкие клиенты.

PC Week: Сейчас СПО внедряется в школы. Практически во всех опросах главным тормозом внедрения называют низкую компетентность персонала. Так ли это? Велико ли было сопротивление сотрудников вашей компании?

О. В.: Не очень. По большому счету, продавцу надо, чтобы у него стабильно работала “1С”. И всё. В качестве офисных пакетов у нас в магазинах много лет используется OpenOffice, к нему все привыкли. Почтовый клиент — Thunderbird, браузер — Firefox. Для сотрудников мало что изменилось. Они справедливо негодовали, когда что-то нестабильно работало. И я их в этом полностью поддерживал и поддерживаю — это же их зарплата, удовлетворенность клиентов и т. д.

PC Week: Назовите три основных фактора, определяющих успех внедрения.

О. В.: Про это целые учебники по проектному менеджменту написаны. Ничего нового я не скажу, никаких подводных камней не открою. Хороший практик — это тот, кто убедился в том, что надо следовать теории.

PC Week: Планируете ли вы полный перевод компании на Linux? Если нет, то почему?

О. В.: Нет, не планируем. Во-первых, глупо выбрасывать купленные лицензии и менять всё это на Linux. Это не вернет потраченные деньги, но прибавит затрат.

Во-вторых, Microsoft действительно великая компания и пишет очень удобный и отлично работающий софт. Кроме того, мы имеем статусы DOEM и GoldPartner у Mircosoft, поэтому у нас есть удобный и разумный по цене способ использовать продукты этой фирмы.

Поэтому, на мой взгляд, есть смысл использовать Linux в тиражируемых решениях. Например, в открываемых магазинах. Там можно затратить один раз много сил на настройку и получить выигрыш на эффекте масштаба. А вот штаб-квартира прекрасно работает, используя продукты Microsoft, Oracle и т. д. И совершенно не собирается от них отказываться. В-третьих, я не бегаю с флагами. Ни с флагами Microsoft, ни с флагами OpenSource. ИТ-подразделение просто обеспечивает сервисы требуемого качества за минимальную цену.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)