В своем ежегодном обзоре Open Source за 2015 г. Black Duck Software отметила, что ¾ компаний в Америке уже ведут свою деятельность с использованием свободного или открытого ПО. При этом число тех, кто сознательно отказывается от применения открытого кода при разработке собственного продукта, составило всего 3%. По данным National Open Source Software Observatory, около 87% крупных американских компаний используют свободное программное обеспечение, в Европе таковых 72%, в Латинской Америке — 56%.

На фоне этих данных и финансовых показателей таких игроков, как Red Hat, становится ясным потенциал сегмента Open Source. Red Hat, одна из первых компаний, вышедших на рынок с Open Source-решениями, закончила 2015-2016 финансовый год (завершился в феврале 2016-го) с чистой прибылью в 354,9 млн. долл. при годовом обороте в 1,77 млрд. долл.

Открытый код как новая форма демократии

При этом главным драйвером для развития открытого кода остается его симбиоз с потребителем. Решение, созданное с помощью открытого кода — это продукт, производимый активными «потребителями» для остальной части аудитории. Сама аудитория не только формирует запрос на продукт, но и создает его.

Например, при блокировке «умной» рекламы Facebook открытый код становится механизмом по защите пользовательским сообществом собственных интересов. Именно высокая степень заинтересованности аудитории в блокировщиках рекламы, а значит, большое число программистов, являющихся частью этой аудитории и готовых работать над кодом, обеспечивает пользователю возможность раз за разом избегать нежелательного контента.

Это же становится слабым местом проекта, реализуемого с помощью открытого кода, когда мы переходим в сферу бизнес-решений: сложно прогнозировать выход нового продукта на рынок. Отсутствие вендора осложняет развитие партнёрской сети, продажу и продвижение решения.

Особенно важен интерес разработчика к проекту: от него зависит успешность реализации идеи. Разработка проекта с открытым кодом — это в некоторой степени бета-тестирование продукта на небольшой выборке из потенциальной аудитории, которой являются сами разработчики.

Возвращаясь к нашему примеру, если бы блокировщики рекламы не были бы востребованы аудиторией, то и создать его можно было бы только в проприетарном формате. Невозможно привлечь к работе над неинтересным и ненужным проектом большое сообщество специалистов, необходимых для обеспечения главного из достоинств проектов с открытым кодом — постоянного развития: проект дорабатывается в режиме реального времени, и это действительно происходит круглосуточно. Последнее, правда, также зависит от вашего умения формировать нужную среду вокруг проекта: создать условия, а не раздавать указания.

Монетизируй это

Эта же особенность объясняет и прочные позиции открытого кода в сегменте нишевого ПО. Незначительный размер аудитории, как правило, снижает интерес разработчиков проприетарного софта к подобным проектам — разработка ПО нецелесообразна с точки зрения бизнеса. В то же время сама аудитория нуждается в продукте и готова участвовать в его создании, что станет хорошей базой для роста.

Монетизировать можно и через другие продукты — открытый код эффективно работает для продвижения вашего основного решения. Выделяя из своего продукта премиальный сегмент, который собственно и будет обеспечивать коммерческую состоятельность проекта, вы оставляете основное решение целиком с открытым кодом, продолжаете обеспечивать вокруг него рост экосистемы. В то же время к премиальному сегменту, в котором некоторая часть кода становится закрытой, вы добавляете продуманную кастомизацию и поддержку — даете клиенту возможность не ждать, когда проект эволюционирует в созданной экосистеме, а позволяете ему в определенной степени направлять его развитие.

Возвращаясь к нишевому ПО, можно рассмотреть краудфандинг на начальных этапах работы, но все же кастомизация и продажа программного продукта как услуги — это два основных направления монетизации при работе с открытым кодом, что однако не отменяет возможности повысить финансовую отдачу от проекта, проводя обучающие тренинги по продуктам с открытым кодом. После выхода на определенный уровень можно также рассмотреть практику платной сертификации разработчиков для допуска их к работе над проектом.

Что по ту сторону баррикад?

Интересно, что крупные игроки уровня Google и Amazon также активно поддерживали модель открытого кода не только как авторы решений, но и как потребители. В первую очередь из-за изменившейся за последние 10-15 лет самой структуры этих компаний.

Когда интернет-бизнес достиг глобальных масштабов, его ИТ-инфраструктура стала неэффективной. Чтобы избежать увеличения числа необходимых лицензий, кратного росту количества серверов, компании стали наращивать мощности в сегментах собственных разработок софта, одновременно поддерживая направление Open Source. Оба пути позволяли не допустить экспоненциального роста затрат на проприетарные решения.

Я однако считаю, говорить о вытеснении одного формата другим пока не приходится. Скорее происходит перераспределение рыночных ниш, каждая из которых тяготеет к своей модели. При каком соотношении наступит точка равновесия, я не берусь судить, но вижу, что сейчас открытый код только набирает темпы роста.

Автор статьи — операционный директор блокировщика интернет-рекламы Adblock Plus.

Версия для печати