Видный ученый-футурист, активист движения Open Source и публицист Тим О’Райли считает, что развитие ИИ приведет к симбиозу машины и человека, сообщает портал ZDNet.

Тим О’Райли — своего рода воспеватель технологии, лирический поэт компьютерного прошлого, настоящего и будущего. Любой вопрос, связанный с нею, вызывает у него поток размышлений. Например, что в его понимании является более важным для человечества: ИИ или революция в области ПО с открытым кодом, хронология событий которой нашла отражение в множестве публикаций издательства O’Reilly Media? «Это интересный вопрос», — говорит О’Райли, однако он бы предпочел перефразировать его, потому что считает, что «есть нечто большее, чем ИИ сам по себе».

«Я думаю, что в долгосрочной перспективе развитие ИИ пойдет двумя путями. Один из них приведет к машинной автономии, а другой — к машинам, которые будут являть собой некую гибридную форму взаимодействия с человеком. Многие считают, что ИИ не следует ассоциировать с человеком, но все интересные машины — это гибриды человека и машины. Уже есть роботы, которые усиливают некоторые операции, которые выполняют люди. Я думаю о симбиозе человека и машины как о тенденции, которая, вероятно, больше, чем Интернет и Open Source, и ИИ является одним из проявлений этого симбиоза», — сказал он.

Это мнение «классического» О’Райли, который всегда фокусируется на подводных течениях, происходящих в мире технологий, и отбрасывает тонкости теоретических рассуждений, которые свойственны другим футуристам или экспертам. Он смотрит на развитие ИИ через призму своего практического опыта, на протяжении десятилетий наблюдая за эволюцией языков программирования или программного стека. Ценность мнения футуриста состоит в том, что он не выносит суждений, но указывает на устойчивые и значимые тенденции.

Лейтмотивом его рассуждений стала кулуарная беседа с обозревателем ZDNet в рамках технической конференции Strata, которую провела в Нью-Йорке издательская компания О’Райли. Он участвовал в обсуждении работы руководителя подразделения IBM по ИИ и данным Роберта Томаса «AI Ladder» («Лестница к ИИ»), к которой он написал предисловие. Фактически, она представляет собой краткое руководство, призванное облегчить руководителям корпораций решение задач, связанных с внедрением ИИ. Как и многие другие публикации IBM, AI Ladder приводит рекомендации чрезвычайно общего характера типа «Прежде, чем вы приступите к внедрению ИИ, убедитесь, что у вас есть хорошие данные».

Тем не менее, О’Райли обладает способностью находить ценный материал у других ученых, приправляя его своими размышлениями. Он проводит параллели с работами экономиста Массачусетского технологического института Дэвида Отора, который полагает, что такие «суперзвездные» компании, как Google, Facebook и Amazon поглощают непропорционально большую долю мирового богатства. «Окинув взором технологических гигантов, можно увидеть, что их заполняет ИИ, — говорит О’Райли. — Это связано с тем, что они в некотором смысле являются нативно цифровыми». Он визуализирует свою мысль при помощи iPad Pro, рисуя на нем при помощи Apple Pencil набросок «лестницы ИИ». На ее верхней ступеньке компания производит «закачивание» ИИ в свою деятельность — термин, который придумал Томас. «В этой идее мне нравится, что на вершине любой суперзвездной компании есть определенный вид ИИ, который работает на автономном уровне, — добавил О’Райли. — Это характерно для Amazon, Wal-Mart, а также многих других компаний».

А как насчет тех компаний, которые боятся автономных машин, полагая, что они опасны без участия человека? О’Райли полагает, что эти опасения беспочвенны: «Я не думаю, что большинство людей будут опасаться диалога с машиной». В качестве примера можно взять обслуживание клиентов: многих ли при звонке в банк волнует то, что они говорят с чат-ботом, особенно если он дает правильный ответ? Скорее всего, они почувствуют удовлетворенность, поскольку в отличие от человека, которому чтобы разобраться с ситуацией нужно несколько минут, реакция робота — мгновенная. Пока что ИИ не научился здраво рассуждать, но уже есть достаточно областей, где он сможет выполнять тяжелую работу вместо людей.

«Мы говорим о компаниях, менеджеры которых будут контролировать автономные компьютерные процессы, — сказал футурист. — Есть целый класс проблем, которые до сих пор остаются на бумаге. Возьмите, к примеру, Ernst & Young. За год у нее накапливается три миллиарда страниц контрактов, которые она оцифровывает и применяет технологию, которая предназначена для естественного понимания языка. Мало у кого возникнут сомнения, что компьютер распознает их лучше, чем команда юристов».

Конечно, большинство компаний не являются нативно цифровыми, поэтому внедрить «автономные процессы» бесшовно, как это сделала Google, у них не выйдет. Тем не менее, время «демократизации» ИИ уже наступило, о чем говорят доступные массовому пользователю инструменты — облачное машинное обучение, TensorFlow и PyTorch. О’Райли хвалит IBM за то, что она открыта, проявляет готовность работать со всеми видами инструментов и оказывает помощь компаниям, которые хотят соприкоснуться с ИИ.

«Чтобы стать лучше в этом деле, вы должны начать с самого начала, с нижней ступеньки лестницы, — говорит он. — Поставщики ИИ рассчитывают, что вы собираетесь купить их продукт, но не стоит торопиться. Прежде подумайте, зачем он вам и есть ли у вас данные — это подготовительный этап, когда нужно задавать вопросы и находить ответы».

Достоинства ИИ уже многократно описаны, но как насчет проблем, которые он может принести? Неудачные примеры внедрения, намеренные ошибки для состязательных примеров (adversarial examples), которые предназначены для обмана нейросетей, дипфейки, которые позволяют заменять в видео лица одних людей другими, что может привести к достаточно серьезным последствиям и другие проблемы. О’Райли признает, что ИИ еще хрупок, и потенциально опасен для общества, но чтобы стать совершеннее, он должен стать по-настоящему массовой технологией.