НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Open Source:

Блог

Почему госсектор любит СПО – 2

Хотелось бы подвести некоторые итоги дискуссии в предыдущем посте по теме – Почему именно госсектор так любит СПО?— и продолжить обсуждение.
[spoiler]
1. Было высказано мнение, что приведенная там статистика (что государство любит СПО больше, чем бизнес-пользователи) просто неверна. Но ведь кроме этих сведений есть и другие – например, наша Родина, где решение о курсе на СПО принято на самом высоком уровне. Кстати – кто-нибудь видел какие-то материалы в обоснование такого решения?

2. К дискуссии очень удачно подключился Михаил Козлов, который хорошо знает вопросы со стороны ИТ-бизнеса, причем и как со стороны проприетарного, так и открыто-свободного ПО. Кстати, пример компании VDEL, российским отделением которой он руководил, очень хорошо демонстрирует проблемы продвижения СПО на рынке.

3. Если несколько обобщить проблемы продвижения СПО, то получается (собственно, это известно давно), что данная модель просто не очень подходит для рыночных условий. Конечно, СПО занимает на рынке некоторые позиции, но выйти за пределы определенных ниш у него не получается.

4. В целом проблема выглядит примерно так: нет поддержки и гарантий со стороны вендора, за отсутствием такового. А это создает проблемы как для заказчика (обеспечение доступности и непрерывности бизнеса), так и для ИТ-канала (назовем его "интеграторами), который без поддержки вендора не может обеспечить нужный уровень качества поддержки.

Но почему же в этих условиях госсектор, в отличие от бизнес-заказчиков, все же идет на более широкое использование СПО?

Ответ тут кроется, как видится в двух тезисах.

1. Государство – это не просто крупный, а супер- или даже сверх- крупный заказчик. И в силу этой  величины ему по силам преодолеть проблемы ограничения бизнес-модели СПО. Ему по силам выйти за рамки рыночных отношений и навязать ИТ-поставщикам свои условия. Создав, например, собственные службы (возможно, делегируя эти функции бизнесу) поддержки и развития СПО.

2. Государство – это не только потребитель, но и регулятор рынка. Одна из ключевых функций регулятора – это поддержка конкуренции на рынке. Поддержка СПО – это один из важный механизмов поддержки конкуренции на ИТ-рынке в целом, как в национальном, там и международном масштабах. Условно говоря, государство может себе позволить дотировать СПО-сектор, для поддержки нужного уровня конкуренции и получать от этого хорошие выгоды. Кстати, такими же мотивами часто руководствуются и многие другие участники рынка.

Но вернем к исходному вопросу (поставленному Сергеем Голубевым), с которого и началось данное обсуждение темы: почему же у них (приводился пример Германии) получается успешное продвижение СПО, а у нас – не очень?

Ответ пока выглядит так: для успешного продвижения СПО заказчику (в данном случае государству) нужно очень хорошо понимать суть бизнес-модели СПО, его реальные плюсы и минусы, риски, связанные с его продвижением и применением.

Понимание бизнес-модели позволит выработать схемы, минимизирующие такие риски и решающие естественные ограничения СПО.

Проще говоря: мало принять решения о широком использовании СПО. Нужно еще и выработать механизмы по реализации такого решения.



Колесов Андрей
Можно, но не сейчас, через пару недель...
Сейчас много работы по "проприетарному ПО"  :)  
Сергей Голубев
Ага. Ходи тогда белыми - как освободишься немного, присылай первый вопрос :)
Михаил Козлов
В Германии все тоже не просто с СПО: http://open.cnews.ru/news/line/index.shtml?2011/02/03/425816