НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Open Source:

Блог

О повременной оплате

Сергей Голубев
16.06.2011 20:23:27

Читаю "Хабрахабр". Статью о специфике технической поддержки открытых решений. Причем, из первых рук - текст написал сотрудник сервисной компании.
Суть дела такова. Исполнителю удобнее всего повременная оплата. Так сказать, по факту реальных трудозатрат. А вот заказчику предпочтительнее заранее узнать точную сумму. На мой взгляд, это и есть главное противоречие сервисной модели.
Вот логика исполнителя. Мы работаем грамотно и честно. Если заказчик купит наше время, то мы добросовестно решим все проблемы, которые невозможно предусмотреть заранее. Мы не будем терзать его требованиями составить исчерпывающее ТЗ, он получит возможность вносить какие-то уточнения по ходу процесса и т.д. Сплошная выгода для него.
Только заказчик с этим не согласен. Он почему-то уверен, что примерно половину оплаченного им времени сотрудники сервисной компании будут торчать в курилке или гонять чаи. Объясняя все это необходимостью тщательно обдумать нюансы работы. Ответственному сотруднику придется как-то убедить руководство выделить непонятно сколько денег на непонятно какой результат. Вероятнее всего, его попросту выставят за дверь с такими идеями. Или хуже того - заподозрят в тайном сговоре с исполнителем, резонно предполагая, что тут без отката не обошлось.
Самое главное тут - обе стороны абсолютно правы. Со своей точки зрения, разумеется. На месте исполнителя, я настаивал бы на повременной оплате. Но будь я заказчиком, отверг бы такой вариант без обсуждения.
В тексте, на который я ссылаюсь, речь идет о взаимопонимании, о честности, о возможности минимизировать риск. Но при этом забывается, что единственная эффективная политика безопасности - тотальное недоверие.
В этом, кстати, нет ничего страшного. Ни один вменяемый продавец реального товара не будет убеждать покупателя поверить ему на слова, а предложит ему внятные гарантийные обязательства. Не считая, что это ставит его в какое-то невыгодное положение.
Интересно, а возможен ли тут какой-то компромисс? Есть ли условия, одинаково удобные и заказчику, и исполнителю?

Комментариев: 9

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

16.06.2011 22:44:36

> Есть ли условия, одинаково удобные и заказчику, и исполнителю?

Одинаково удобные условия называются взаимовыгодным сотрудничеством, что преполагает измеримые цели с стороны заказчика и понятное ценообразование с стороны исполнителя. По уму или согласуясь с чем нибудь типа ITSM, как кому нравится smile:), предполагается что исполнитель способен реагировать на типичные, повторяющиеся ситуации с минимальными временными и финансовыми затратами, а не ныть на хабреsmile:) Применительно к ситуации исполнитель мог выложить/выслать список совместимого оборудования, потенциальные проблемы, требования к сети и методы ее проверки. Если мог, но препочел доить клиента "по часам", то фактически занимался вымогательством и не предоставленем информации необходимой для принятия решения. Если не мог, поскольку эта информация не была заранее собрана и подготовлена, то значит методики работы не имеет и внутренние процессы не налажены, и за внутренний беспорядок исполнителя опять таки платит клиент который оплачивает часы работы дорого специалиста, который по идее должен был бы заниматься только внештатными проблемами. В обоих случаях исполнитель "работает", но "глупый и жадный" заказчик имеет реальные поводы для недовольства. И это мы еще до измеримых целей не добрались

16.06.2011 23:00:36

Это позиция заказчика. Исполнитель скажет, что ничего бесплатно высылать он не должен, поскольку речь идет о открытом продукте и его с заказчиком до формального заключения договора ничего не связывает. В случае проприетарного ПО ситуация несколько иная - заказчик уже купил у исполнителя (или у его партнера) какие-то байты и сотрудничество фактически уже имеет место. Хотя бы на уровне моральных обязательств.
Иначе исполнитель только и будет, что высылать все бесплатно то список оборудования, то перечень проблем... А деньги на чем зарабатывать? smile:)

16.06.2011 23:05:45

Взаимное сотрудничество предполагает взаимную открытость и работу над собой (чего обычно никто не любит) и может быть реализовано например на основе гибких (Agile) методологий, хотя там тоже свои тараканы в виде видимости процесса.

Вобще в такой вот полупринудительной поддержке происходит разрыв методики открытой разработки. Когда раз за разом исполнитель настраивет примерно одну и тужу конфигурацию. Заказчики не организутся в сообщество, разработчики постпенно отдаляются от реальных заказчиков а исполнитель в сервисной модели често отрабатывает свои часы за настройку очень разных, но таких похожих вариаций.

16.06.2011 23:12:56

> Иначе исполнитель только и будет, что высылать .. то перечень проблем... А деньги на чем зарабатывать? smile:)

Конечно же на решение проблем из перечняsmile:)

17.06.2011 11:05:59

По-моему, проблема "высосана из пальца" и связана скорее с не профессионализмом исполнителя.
Навскидку могу предложить такой вариант:
Фактически, всё упирается только в железо и провайдера, поэтому нужно один раз сесть и написать подробный, типовой документ-опросник, который необходимо заполнить потенциальному заказчику. Возможно, нанять студента или ещё кого-то с "дешёвым временем" для помощи в этом. А дальше можно писать примерные расценки вида: "Вот такая услуга обычно занимает у нас такое-то время и стоит столько-то денег. При предоставлении недостоверной информации в опроснике или активном сопротивлении провайдера, компания оставляет за собой право увеличить стоимость не более чем на n%."

17.06.2011 11:09:38

Григорий, это вариация на тему. То же самое, только в профиль. Заказчику надо, чтобы пришел специалист, оценил объем работы (это, как правило, бесплатно) и назвал цену и сроки. Без всяких процентов, упорства провайдеров и проч.

17.06.2011 11:21:44

Да, это вариация на тему, потому что я не вижу проблемы. smile:-)
Можно посмотреть, как поступают другие сервисные компании, например тот же etersoft - http://etersoft.ru/content/view/176/221/ Чётко указывается цена. А уж если по факту получилось дороже - нужно аргументировано это заказчику показать.

17.06.2011 11:34:03

Etersoft - это крупная компания. Понимаю, что звучит смешно, но в относительных категориях это именно так.
Больше половины т.н. сервисных фирм в провинции - это даже не предприятие, а коллектив фрилансеров. За свой счет они делать ничего не будут, поскольку никакого своего счета у них нет. Крохоборство для них - нормальный стиль работы.

17.06.2011 15:53:31

Цитата
например тот же etersoft - http://etersoft.ru/content/view/176/221/

За ссылку - отдельное спасибо. Последняя строчка в таблице очень показательна.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии