НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Open Source:

Блог

Чем отличается программный продукт от программного обеспечения

Андрей Колесов
12.07.2011 07:51:53

У нас тут на СПО-блоге уже не раз возникали разговоры: почему корпоративные заказчики покупают программные продукты за деньги и не очень рвутся использоваться, вроде бы, бесплатное то же самое. Один из ответов – наличие гарантий по развитию и поддержке продуктов.
Т.е. формальных, юридически значимых, обязательств нет, но фактически – есть.

Например, если пользователь покупает сейчас Windows 7, то он понимается, что эта ОС будет автоматически исправляться и, возможно, дополняться, что в ней будут появляться драйверы для новых устройств. А через лет пять, покупая новый ПК, он без особых проблем перейдет туда, где будет установлена, какая-нибудь Windows 9.

Или к примеру "1С:Предприятие"… Вон смотрите: 7.7 продавалась еще 8 лет после выхода новой версии 8. И будет еще поддерживаться – обновляться… Хотя никаких юридических гарантий "1C" не давала и не дает.

Вот еще один пример: недавняя инициатива "АйТи" с анонсом ряда ERP-вещей (см. "ERP-платформа как инструмент проникновения на рынок".
Там компания предлагает бесплатную версию "БОСС-Кадровик" и бесплатный инструментальный набор (конструктор) "БОСС-Корпорация". Причем второй – это некий СПО-вариант прикладного ПО: бесплатно, в исходных кодах, для дальнейшего распространения. Правда, эта штука будет работать на не-СПО-платформе (бесплатной, но закрытой с точки зрения кода).

Кстати, "1С" свои прикладные решения (конфигурации) тоже продает в исходном виде. Но только для возможности корректировки внутри данного экземпляра у данного заказчика.

Так вот про "АйТи". Бесплатную "БОСС-Кадровик" они называют продуктом. Почему? Во-первых, он предназначен для использования у конечного пользователя (готовое решение). Во-вторых (и это важнее) – они обещают его поддержку (исправление найденных ошибок, модернизация и пр.)

А вот про "БОСС-Корпорацию" говорят – "это не программный продукт". Это – так, конструктор, которым могут пользоваться все желающие разработчики, но в общем-то, на свой страх и риск. Никаких претензий к автору, никаких обещаний с его стороны.

Хотя по сути, "АйТи" намерена развивать "БОСС-Корпорацию" и со временем перевести в разряд "программный продукт". А вот сохранит ли это ПО статус "свободного" – это вопрос.

Комментариев: 14

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

12.07.2011 09:29:26

Пользуюсь СПО довольно давно. Набор ПО не меняется- все поддерживается.

12.07.2011 11:09:24

Пример с Windows тут не очень удачный. Речь все же в первую очередь идет о корпоративном ПО, причем прикладном.

12.07.2011 11:28:50

Кстати, забавно. "Домашнее" СПО пишется и поддерживается, никаких проблем нет. А с "корпоративным" СПО вечно какие-то проблемы.
Может дело все-таки не в СПО? smile:)

12.07.2011 16:04:45

Цитата
Один из ответов – наличие гарантий по развитию и поддержке продуктов.
Маленький комментарий - у СПО-продуктов не только такие гарантии могут быть (за деньги, конечно), но и теоретически, этих гарантий больше, т.к. при доступности исходного кода, развитием и поддержкой продукта может заниматься любая компания (с соответствующей компетенцией).

12.07.2011 22:20:12

Вы очень четко сформулировали суть вопроса - "у семи нянек"...
Могут заниматься - не значит, что будут заниматься. Хорошо бы на практике посмотреть, как это у СПО получает (на примере прикладных продуктов).

13.07.2011 13:23:15

А почему "семи"? smile:-) Кому вы платите, тот и "нянька", всем сразу не надо платить. smile:-) А на практике посмотреть очень просто - приходим в любую компанию с мешком денег и говорим "Вот есть куча кода, нужно сделать "конфетку". Вот договор на оказание этих услуг. Справитесь?" Фактически, это же самое называется "аутсорсинг разработки ПО", а по мнению википедии:

Цитата
Россия и Беларусь, вместе с рядом других развивающихся стран, входят во второй эшелон популярных направлений для аутсорсинга разработки программного обеспечения сразу после Индии и Китая.

Кондор
13.07.2011 14:34:57

Цитата
"приходим в любую компанию с мешком денег и говорим "Вот есть куча кода, нужно сделать "конфетку". Вот договор на оказание этих услуг. Справитесь?"

Отвечают: "Справимся!"
И действительно справятся, только почти наверняка позже намеченного срока (иногда вдвое/втрое позже) или в срок, но "как получилось - так получилось, что вы хотели за эти деньги"...
Ну и зачем мне нужна эта головная боль? Проще (и не всегда дороже) просто купить готовый продукт и забыть (вернее вообще не вспоминать) о проблемах поддержки совместимости обновления и т. д...

13.07.2011 15:53:32

Цитата
И действительно справятся, только почти наверняка позже намеченного срока
А вот для этого и существуют договорные отношения, чтобы потом можно было взять "неустойку" (вернуть свои деньги) и уйти к другому, более ответственному исполнителю. В случае проприетарного продукта, уйти к кому-либо другому значительно сложнее. А о проблемах поддержки и развития "готового продукта" вспоминать приходится всёравно - вон, для примера, посмотрите хотя бы на ситуацию вокруг Itanium и HP/Oracle.

14.07.2011 09:39:44

Мы говорим с вами о разных вещах. Вы говорите о конкретном проекте, имеющим сроки, исполнителя и пр.

А говорю, о стратегических планах заказчика, которые выходят за рамки конкретного проекта, с перспективой на 10 и более лет. Вы говорите о техподдержке, а я - о стратегическом развитиии продукта.

Компании, которые покупали 5 лет назад продукт 1С:УПП (когда он был еще не очень функционален), были уверены, что он будет развиваться-расширяться. И не компанией-внедренцем, а именно ВЕНДОРОМ.

14.07.2011 11:40:11

Ну это снова не зависит от того, СПО это или нет. Например, кое-кто из купивших недавно много SAP, говорили мне: "У нас огромная компания, мы вкладываем кучу денег, нам нужны гарантии на десятки лет, мы могли бы какой-нибудь 1C купить, но черт его знает, что будет с 1C через 10 лет, а SAP используют полмира, поэтому ничего c ним не случится, нам нужны гарантии."

14.07.2011 20:00:29

Так вы еще раз подтвердили мой тезис!
Уровень доверия определяется стажем работы на рынке и числом установлненной базе. Но для начала должен быть сам ВЕНДОР!


14.07.2011 19:59:11

Так вы еще раз подтвердили мой тезис!
Уровень доверия определяется стажем работы на рынке и числом установлненной базе. Но для начала должен быть сам ВЕНДОР!

Роман
16.07.2011 00:10:34

Вот полностью согласен в данном случае с автором - доверие у пользователя, особенно корпоративного, может быть только к вендору, который будет отвечать за сопровождение своего ПО, расширять его функциональные возможности, осуществлять консалтинговую поддержку. Если же нет вендора, то и отвечать некому. Я как-то плохо представляю себе тот же УПП, или любую другую бухгалтерскую программу, которую разрабатывают "все кому не лень" - никакой гарантии нет, что она будет соответствовать ПБУ и текущему законодательству... и спросить не с кого...

Роман
16.07.2011 00:14:29

Я считаю, что СПО, принципиально, не применима к корпоративным продуктам и другим любым областям, где требуется малейшая ответственность и пользователь может нести риски (штрафы, к примеру).

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии