НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Open Source:

Блог

Результат эксперимента

Сергей Голубев
19.07.2011 11:57:28
Теги: OEM

Подвожу итоги вчерашнего эксперимента. Реакция производителя Popcorn NP101S v2 нулевая. Ни обновления, ни даже объяснений на этот счет. Говоря языком блогеров, заплативший деньги пользователь пребывает у вендора в полном игноре.
После эксперимента полагается попробовать объяснить полученные данные. Этим я и займусь.
Доказать теорию сложно. А вот опровергнуть легко - достаточно хотя бы одного факта, противоречащего этой теории. Этот факт уже получен, поэтому утверждение о каких-то особых гарантиях на платные решения можно считать необоснованным. Эксперимент этого не подтвердил.
Лет десять-пятнадцать назад мне в руки попалась одна любопытная книжка. Называлась она "Интернет. Советы бывалого чайника" (второе издание этой книги можно скачать тут). Там было мало технических подробностей, но много житейской мудрости.
Например, автор убедительно доказывал, что бесплатный почтовый сервис лучше коммерческого. Мол, недостатки у них одинаковы, проблем будут в обоих случаях, поэтому не стоит платить за то, что предлагается даром. Кстати, я давно пользуюсь бесплатным GMail и нисколько об этом не жалею.
Я больше скажу. В соответствии с формальной логикой и жизненным опытом внимание вендора зависит не столько от суммы, сколько от времени оплаты. Чем позже - тем лучше, поскольку после получения денег интерес бизнеса к покупателю имеет свойство резко падать.
В этом смысле разработчику ПО интереснее продать свой продукт как можно быстрее. Желательно - поставить покупателя в такие условия, чтобы он вообще не смог отказаться от покупки. Кстати, наши коммунальные службы давно взяли этот метод на вооружение. OEM - из той же серии. Деньги потребитель заплатит в любом случае, поэтому считаться с его интересами совершенно необязательно.
Другое дело - СПО. Да еще и устанавливаемое самостоятельно на чистую машину. Тут внимание разработчика гарантировано, поскольку пользователь максимально долго пребывает в статусе потенциального клиента, которого надо всячески ублажать. Иначе он вообще ничего не заплатит.
Эта гипотеза, кстати, прекрасно объясняет результат эксперимента. Поскольку компания BBK уже получила мои деньги, то мои проблемы ей уже неинтересны - бизнес живет не прошлым, а будущем. А вот Mandriva за меня еще поборется, поскольку для нее я - потенциальный клиент.

Комментариев: 12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

19.07.2011 16:54:43

smile:D

Цитата
Эта гипотеза, кстати, прекрасно объясняет результат эксперимента.

А по-моему, вы, Сергей, сделали не правильный вывод из результатов эксперимента.
Правильный же вывод - все товары (холодильники, пылесосы, автомобили) нужно теперь брать у Mandriva: они раздают все бесплатно в надежде, что вы станете их клиентом, они читают ваш блог и также безо всякой оплаты на следующий же день чинять все поломки.

Ну а если серьезно, я так и не понял, чего же вы хотели добиться этими двумя постами, а также не понял что именно остановило вас от обращения в официальную поддержку (конечно, немного представляя ориентированность бренда BBK я даже не знаю, есть ли у них таковая - но это другой вопрос)...

19.07.2011 17:10:04

Цитата
Ну а если серьезно, я так и не понял, чего же вы хотели добиться этими двумя постами,


Я хотел опровергнуть теории моих оппонентов насчет того, что OEM, проприетарное ПО etc - это какие-то гарантии качества и внимания. Никаких гарантий нет.

Цитата
что именно остановило вас от обращения в официальную поддержку


Я ж не обращался в поддержку Mandriva. Они сами как-то мониторят сайты, ищут критику и исправляют ошибки. Получается, что сообщество это может делать, а серьезная компания, которая что-то там гарантирует, не может.

Цитата
Правильный же вывод - все товары (холодильники, пылесосы, автомобили) нужно теперь брать у Mandriva: они раздают все бесплатно в надежде, что вы станете их клиентом, они читают ваш блог и также безо всякой оплаты на следующий же день чинять все поломки.


В-общем, да. Если завтра откроется магазин (мне все равно как он будет называться), где за колбасу можно будет платить, только если она понравилась, то я буду брать продукты только там. Уверен, Вы тоже smile:).

19.07.2011 19:11:21

Цитата
Я хотел опровергнуть теории моих оппонентов насчет того, что OEM, проприетарное ПО etc - это какие-то гарантии качества и внимания. Никаких гарантий нет.

Есть, но при определнных условиях (абсолютного ничего не бывает). Например:
- вы сами сообщаете вендору (а не Космосу, старушкам у подъезда, большому пальцу правой ноги, ...) о своей проблеме.
- вы соблюдаете определенные правила эксплуатации
- ваша проблема имеет решение в принципе
- ваша проблема входит в список проблем, которые обязался решать вендор
- ...

Цитата
Я ж не обращался в поддержку Mandriva. Они сами как-то мониторят сайты, ищут критику и исправляют ошибки.

Сергей, ну к чему этот детский лепет?
RU-FOSS читают несколько сотрудников компании Mandriva, а также связанные с ней люди (в том числе человек, входящий в совет директоров). Сравнивать как-то не очень логично, имхо.

Цитата
Если завтра откроется магазин (мне все равно как он будет называться), где за колбасу можно будет платить, только если она понравилась, то я буду брать продукты только там. Уверен, Вы тоже

Вообще-то законодательство РФ в сфере торговли и защиты прав потребителей предоставляет вам возможность поступать с очень большой группой товаров. Это называется "возврат товара". Просто закон должен защищать не только покупателя, но и продавца, он вводит взаимные ограничения, в том числе и на то, что считать "понравившейся и не понравившейся колбасой". В противном случае начались бы злоупотребления со стороны покупателей.

19.07.2011 20:06:37

Цитата
Есть, но при определнных условиях (абсолютного ничего не бывает). Например:


Забыли добавить самое главное:
- заплатит еще денег.
Поскольку исправление ошибок назовут новой версией устройства. Кстати, BBK один раз так уже поступала smile:).
А что касается софта, то Microsoft, если я не ошибаюсь, так и не довела до безошибочного состояния несколько своих ОС, предложив их покупателям приобрести новые. По-моему, даже без скидок.

Цитата
RU-FOSS читают несколько сотрудников компании Mandriva


А BBK, разумеется, там забанена smile:).
Дело в том, что серьезный разработчик очень активно мониторит сеть. Большинство известных мне СПО-компаний читают практически все сайты по Linux, включая даже тот, который из трех букв. Они заинтересованы в повышении качества своей продукции.

Ну признайте же, что эксперимент абсолютно чистый. Причем, BBK даже преимущество имела. Ей просто начхать на потребителя, который уже заплатил.

Цитата
В противном случае начались бы злоупотребления со стороны покупателей.


Если говорить про ИТ, то есть компании, которым никакие злоупотребления покупателей не грозят, поскольку GPL простой пользователь не может нарушить ни при каких обстоятельствах. Если эти компании живут, то значит так можно работать.
Я не против взаимных ограничений. Но обоснованных. Почему ALT Linux, Mandriva, Canonical могут создавать ПО на выгодных для покупателя условиях, а другие (не будем показывать пальцем) - не могут?

20.07.2011 09:35:16

Этот эксперимент и дискуссия (я в целом согласен с тезисами Михаила Романова) напомнил мне недавнюю дискуссию на одной конференции по поводу выбора СЭД для проекта.

Какое решение выбирать - зарубежное или российское? Один солидный заказчик ратовал за российское вот на каком основании: доступность разработчика. С ним можно установить прямой контакт и напрямую решить все вопросы доработки ПО и пр.

Мне этот довод напомнил истории не так далекой давности.

Еще несколько лет назад основным доводом в пользу покупки отечественного автомобиля было то, что его можно отремонтировать в любом автосервисе, а запчасти есть в любом магазине.

А в конце 80-х я искренне боялся перехода на "импортные ПК" (я тогда был начальником небольшого, но все же отдела), т.е. не понимал - как я их буду ремонтировать. У меня к тому времени уже был весьма приличный опыт работы с отечественными ЭВМ...

Сергей, как мне кажется, ставит частные эксперименты, в то время, как уже есть солидные отраслевой опыт. Этот эксперимент проводится уже много лет в масштабах отрасли.

Я не говорю, что ситуация законсервирована и ничего не меняется. Но для ее оценки нужна оценка на базе отраслевого опыта.

Что же касается, Alt Linux... То, что компания побежала под крыло государства ("Сириус") и может продвигать продукцию только при использовании "административного ресурса" - это уже говорит о многом само по себе. Компания, которая продает продукты по разнарядке сверху, интересами пользователя не интересуется. Это проверенная практикой теория.

20.07.2011 10:29:14

Цитата
Сергей, как мне кажется, ставит частные эксперименты, в то время, как уже есть солидные отраслевой опыт.


А вот это действительно интересно. Этот опыт совпадает с моим частным или нет? Если нет, то появляются вопросы.
1. Несовпадение отраслевого опыта с частным очень напоминает ситуацию, когда в отчетах все прекрасно, а стоит выглянуть из окна... smile:).
2. Что за опыт такой, который привел отрасль к НПП и необходимости господдержки? На мой взгляд, отраслевой опыт - это набор состоящий из "как не надо делать" smile:).

20.07.2011 10:38:51

1. Отраслевой опыт - это не отчеты, а жизнь. О том, что BMW лучше "Жигулей" известно не из отчетов.

2. НПП никакого отношения к отрасли не имеет. Это игры министерства по имитации поддержки отрасли. А если кто и заинтересован в НПП - так это как раз СПО-компании. Кто там самый активный и чуть ли не единственный реальный участник? Alt Linux.

Вот ты сам и ответил на свой вопрос.

20.07.2011 11:05:22

Цитата
О том, что BMW лучше "Жигулей" известно не из отчетов.


Это точно. Только ВАЗ - это не сообщество, а вполне себе компания. Которая в теории (твоей, кстати smile:)) должна дорожить своей репутацией. А на практике?

Я, собственно, докопался до "готовых решений" и "репутационных рисков". Которые у ППО есть, а у СПО, якобы, нет. Это неверно, что доказывает мой эксперимент.

20.07.2011 11:16:46

Кому доказывает? Тебе лично или рынку? примет ли рынок (заказчики) такие доказательства?

20.07.2011 11:33:54

Андрей, истине все равно - принимает ее рынок или нет. Если не принимает, то это проблема рынка, а не истины smile:).
Полагаю, кто-то сочтет мои доказательства убедительными, кто-то - нет. Я, кстати, в свое время не прислушался к советам умных людей, которые говорили мне, что медиаплейер надо собирать самому, а не покупать готовый. Сейчас жалею, поскольку на доводку якобы готового продукта (причем, неполную) я потратил куда больше времени, чем сэкономил в свое время на самосборе.

20.07.2011 11:39:17

Опыт - критерий истинности.
Если рынок не принимает доказательств, то это проблема доказательств, а не рынка.

20.07.2011 11:55:08

Странно. Я не послушал умного совета, поэтому потерял деньги и время. По-моему, проблема как раз у меня, а не у доказательств smile:).

Цитата
Опыт - критерий истинности.


Ну да. Вот я опыт и поставил. По-моему, его результаты достаточно очевидны smile:).

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии