НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Open Source:

Блог

Хуже и дороже

Сергей Голубев
24.08.2011 11:15:17

В обсуждении заметки "Низкая популярность Linux" (конечно, не самой заметки, а статьи Дениса Скибы) часто использовалось слово "рыночный". Кстати, это довольно популярное направление критики СПО. Мол, не вписывается эта концепция в рыночную экономику, потребитель голосует ногами и т.д., и т.п.
По-моему, в данном случае все поставлено с ног на голову. Попробуем разобраться с СПО и свободным рынком.
Я долго искал математически точное определение свободного рынка, но безуспешно. Поэтому, правильно будет определить явление через его свойства. В данном случае меня интересует только одно.
Рынок - это "лучше и дешевле". И это действительно так - в тех отраслях, где работают рыночные механизмы, мы это видим.
Отсюда следствие. Если по каким-либо причинам потребитель использует не "лучше и дешевле", а "хуже и дороже", то рыночные факторы не работают. И говорить о них бессмысленно.
Я сейчас в Алуште. Живу в пансионе рядом со знаменитой лестницей, по которой спускалась комсомолка и спортсменка Нина из кинофильма "Кавказская пленница". Сейчас она выглядит вот так:

Не буду вдаваться в подробности, но суть такова - хозяин пансиона уже задумался о переходе на Linux. То есть, фактически признал, что СПО - "лучше и дешевле".
Отсюда вопрос. По каким рыночным факторам он использовал "хуже и дороже"?
Все просто. Когда он покупал себе ноутбук, продавец, явно нарушая дух закона о правах потребителя, даже не предложил ему выбор ОС. Где тут вы видите рынок? Нету его.
О каких тогда рыночных факторах идет речь?

Комментариев: 9

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

24.08.2011 12:03:03

А с чего ты взял, что принцип "лучше и дешевле" не работает на ИТ-рынке?
Откуда такое мнение, что Linux, например, лучше и дешевле?

Другое дело, что "лучше" редко уживается с "дешевле". На рынке приходится каждый раз решать задачу "цена-качество".

24.08.2011 12:14:41

Ну хотя бы потому, что многие пользователи вынуждены оплачивать OEM-Windows. Хотя он им совершенно не нужен.
Во-вторых, повсеместно нарушается принцип нейтральности продавца. В магазинах про Linux даже не рассказывают., как будто его вообще нет. Покупатель просто не знает про бесплатную альтернативу.

Владимир
24.08.2011 12:51:57

Да объяснений масса, например, "в лоб": не выгодно, нет спроса. винда- 90 с хвостиком % рынка. Зачем заморачиваться на оставшиеся проценты? У меня на работе аналогично: пишем САПР под винду, т.к. версия для линукса не окупаема. За последние 10 лет только 1 (ОДИН) заказчик спросил про линукс-версию. О чем дальше говорить?

24.08.2011 12:58:12

О том, что никакого рынка нет и никакие рыночные факторы не работают. Я об этом и говорю smile:).

Владимир
24.08.2011 13:03:48

Это, кстати, проблема любого нового продукта- под него надо создавать рынок. А кто занимается созданием рынка для Линукса? Вот уже много лет нет серьезных подвижек тут. Наверное, интереснее вопрос: почему не подвижек в создании рынка для Линукса (речь же о десктопах ведем)? Может, ключ проблемы именно в бесплатности (или условной бесплатности, если угодно) этой ОС?

Андрей
25.08.2011 09:03:24

Стоит изобрести уже что-то другое, не линуксоподобное. Линуксу уже 20 лет, а воз и ныне там, только разговоры, тупиковый путь, ясно уже, виндовс всегда будет впереди.
А , если нет пока мыслей ни о чём, кроме линукса, то надо спокойно продолжать работать на виндовс.

Алексей
27.08.2011 23:45:58

О том что Autodesk и Maplesoft поставляют Linux версии своих продуктов, например. smile;)
И да, их покупают...

СергейК
26.08.2011 14:18:58

Может зря спорим.
Вот подумалось, сколько персональным ОС еще жить осталось?
Облака же на горизонте!
Или проплывут мимо?

димыч
28.08.2011 21:49:12

Пока государство (в лице разных чинуш) будет само нарушать антимонопольное законодательство и препятствовать сертификации СПО в угоду коммерческим интересам MS, до тех пор у нас не будет выбора.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии