НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Open Source:

Блог

НПП – как это выглядит в реальности

Практически все, что мы тут (в статья, в блогах) говорили про Национальную программную платформу – это была некоторая "теория" (см. мой последний пост по теме НПП – это типичная "Потемкинская ИТ-деревня". Мы в основном обсуждали (и во многом – гадали) планы. При чем планы, выдаваемые разными структурами (постановления правительства, предложения Минэкономразвития и Минкомсвязми, рассказы о своих намерениях со стороны "Сириуса", пожелания отдельных ИТ-компаний). Все эти сведения в чем-то пересекались между собой, в чем-то противоречили друг другу.

Поэтому наши (во всяком случае мои) изыскания напоминали решение каких-то загадок, складывания пазлов, с той, правда разницей, что отдельные фрагменты изначально не стыковывались между собой и потом получить прогнозную картину в принципе было не возможно.
[spoiler]
На мой взгляд, вся эта путаница со стороны "ответственных исполнителей" НПП имела вполне объективную основу – они сами не очень хорошо знали, что хотят. Точнее так – там у них внутри ведась некоторая внутренняя борьба за сферы влияния…

Но вот теперь гадания на кофейной гуще нам можно заканчивать и переходить к анализу фактов и вполне конкретных результатов. Как известно, На сайте госзакупки 15.08.11 появилось объявление Минкомсвязи о проведении тендера (кажется, первого) в рамках реализации программы "Информационное общество", где как раз говорится, в том числе и о НПП (см. пост НПП + Информационное общество – "ну, думаю, началось"

Давайте, сначала посмотрим на соответствующий пункт программы ИО, утвержденной осенью прошлого года.

Вот ссылка на распоряжение правительства по ИО от 20.10.2010 -
http://www.government.ru/gov/results/12932/
Вот ссылка на собственно программу:
http://www.government.ru/media/2010/11/16/36707/file/1815.doc (кстати, DOC-формат)

Должен дня начала сказать, что документ представлен в таком виде, что создается впечатление, что авторы-составители всячески пытались, что в нем никто ничего не мог понять. Я имею в виду внутренне форматирование, размещение и структурирование информации. Сравните представление этой "госпрограммы" с любым информационным сайтом. Даже творение Web-новичка покажется шедевром на этом гос-фоне.
Я это к тому, что форма хорошо отражает содержание и намерения составителя содержания.

Короче говоря, я выбрал из Программы пункты, которое относятся (на мой взгляд) к обсуждаемому вопросу (кстати, на эту операцию потребовалось почти два часа времени, вот первое препятствия на пути свободного доступа к информации).

Эти пункты приведены ниже. Тут выскажу только несколько соображений.

1. Слова "платформа" встречаются в наскольких пунктах – 33 (облачная, хотя слова национальная там нет),  41 (просто НПП), 44 (национальная информационно-коммуникационная платформа)
2. НПП прописана в разделе "Обеспечение национальной безопасности", а не "Развитие рынка.
3. Стоит обратить внимание на структуры финансирования. Основная доля приходится не на НИОКР, а на "прочие"

На этом пока все, про собственно НПП поговорим в следующем посте

===============
Вырезка из Приложения 2
"Мероприятия государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", финансируемые за счет средств федерального бюджета в 2011 - 2013 годах"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Информационное общество (2011 - 2020 годы)"

Раздел: Развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий
33.
1) Задача
Стимулирование отечественных разработок в области информационных технологий
2) Мероприятие
создание национальной платформы для распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности представляются пользователю как интернет-сервис (далее - облачные вычисления)
3) Ответственный исполнитель: Минкомсвязь
4) Ожидаемый результат и показатели реализации мероприятия
разработана интернет-платформа для облачных вычислений, обеспечивающая безопасную работу с типовыми программными приложениями в режиме предоставления программ в пользование (Saas);
количество прикладных программных продуктов, функционирующих в режиме SaaS на базе интернет-платформы облачных вычислений: в 2011 году - 5 единиц; в 2012 году - 10 единиц; в 2013 году - 20 единиц
5) Финансирование
476 (всего 2011-2013), в том числе
-/30/122 (ГКВ/НИОКР/Прочие) - 2011
-/10/150 -2012
-/-/164 -2013
* ГКВ - бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства (государственные капитальные вложения).

37. Стимулирование отечественных разработок в области информационных и телекоммуни¬кационных технологий.
Подготовка квалифицирован¬ных кадров в сфере информационных технологий
2) развитие информа¬ционных технологий на базе свободного програм¬много обеспечения для использова¬ния в научно-исследова¬тельской и образова¬тельной деятельности
3) Минобрнауки
4) разработаны методологии, стандарты, технические требования и учебно-методические материалы по использованию программного обеспечения в образовательной деятельности с учетом использования свободного программного обеспечения
5) 75 -/-/50 -/-/15 -/-/10

Обеспечение безопасности в информационном обществе
39.
1) Противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуни¬кационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации.
Обеспечение технологической независимости в отрасли информационных и телекоммуни¬кационных технологий.
Развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновен¬ность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа
2) создание и поддержка отечествен¬ных защищенных технологий хранения и обработки больших массивов неструктури¬рованной информации
3) ФСБ
4) созданы типовые защищенные решения по хранению и обработке больших массивов неструктурированной информации;
разработаны информационно-аналитические программные комплексы в "коробочном" варианте, обеспечивающие обработку больших массивов неструктурированной информации;
внедрены созданные технологии в действующие и создаваемые центры обработки данных;
обеспечена возможность безопасного автоматизированного сбора, накопления, хранения, обработки и анализа больших массивов
5) 60 -/5/15 -/3/17 -/-/20

п.41
1)Обеспечение технологической независимости в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий.
Противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий
в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации
2) создание национальной программной платформы
3) Минкомсвязь
4) введена в промышленную эксплуатацию эталонная отечественная среда сборки операционной системы и приложений на свободном программном обеспечении;
доля российского рынка (без учета органов государственной власти и органов местного самоуправления),
занятая национальной операционной системой: к концу 2012 года - не менее 2 процентов;
к концу 2013 года - не менее 5 процентов;
создано программное обеспечение управления хранилищем пакетов исходных и исполняемых кодов системных и прикладных программ с поддерживаемой целостностью, обеспечивающей непрерывную разработку, распространение и обновление операционной системы и пакетов прикладных программ;
обеспечена возможность сборки операционной системы и приложений не менее чем для
четырех распространенных аппаратных платформ;
обеспечена возможность сборки прикладного программного обеспечения для
распространенных программных платформ;
создана отечественная среда непрерывной разработки системного и прикладного программного обеспечения, поддерживающая массовую коллективную разработку программного обеспечения;
создана отечественная система управления базами данных на основе свободного программного обеспечения с учетом требований по информационной безопасности;
разработан свободный базовый пакет прикладного программного обеспечения, включающий офисные,
финансово-бухгалтерские приложения, приложения для поддержки документооборота и делопроизводства, для работы в сети Интернет, разработки интернет-сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления;
создано хранилище (фонд) алгоритмов и программ, разработанных в отечественной среде разработки и собранных с отечественной среде сборки, для свободного
распространения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, среди коммерческих организаций и граждан;
разработаны нормативно-правовые документы, обеспечивающие эталонную сборку, приемку, размещение и эксплуатацию типовых решений в фонде алгоритмов и программ;
в фонде алгоритмов и программ размещены типовые свободные решения для обеспечения органов государственной власти и органов местного самоуправления
5) 406 -/27/104 -/10/115 -/-/150

42.  
1) Обеспечение технологической независимости в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий
2) формирование открытых стандартов взаимодействия информационных систем
3) Минкомсвязь
4) разработан и постоянно поддерживается профиль открытых стандартов архитектуры государственных информационных систем, форматов и протоколов обмена данными, обеспечивающий совместимость государственных информационных систем и их компонентов
5) 90 -/-/30 -/-/30 -/-/30

Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия
43
1) Развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа к цифровому контенту
2) развитие средств поиска информации по различным видам контента
3) Минкомсвязь
4) создан спектр поисковых систем с высокой релевантностью поиска по заданной тематике
5) 470 -/-/150 -/-/150 -/-/170

44.
1) Развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа к цифровому контенту
2) создание национальной информационно-коммуникационной платформы для распространения цифрового контента
3) Минкомсвязь
4) создана многофункциональная платформа для загрузки, обработки и распространения цифрового контента;
цифровой контент оптимизирован под устройства пользователя с учетом его запросов и географического положения;
разработана технология защиты контента правообладателей от копирования при его просмотре с помощью размещения уникальной цифровой метки объекта авторских прав в цифровом контенте;
разработана географически распределенная сетевая инфраструктура доставки контента для снижения нагрузки на каналы связи;
обеспечен сбор статистики и биллинга для учета легального приобретения цифрового контента
5) 120 -/6/34 -/3/37 -/-/40