Вот мои слова, с которыми автор комментария категорически не согласен: "Windows - это платные байты и бесплатная техподдержка, а Linux - наоборот". Действительно, бесплатную поддержку от производителя Windows вряд ли кто-то получает. И системные администраторы на предприятиях работают не за спасибо.
Все это, безусловно, так. В теории никакой бесплатной техподдержки не бывает. Но на то она и практика, чтобы отличаться от теории.
[spoiler]Вспомним "школьный проект". Точнее, дискуссию о том, каким образом должна осуществляться техническая поддержка учебных заведений - централизованно или нужен администратор в каждой школе.
Хочу заметить, что тогда не было ни того, ни другого. А во многих школах никакой поддержки за деньги нет до сих пор. Хотя Windows на компьютерах стоит и активно используется в учебном процессе.
Как так? А вот так - голь на выдумку хитра.
Посмотрим на микробизнес. На те же частные пансионаты, крестьянские хозяйства и прочие шиномонтажи. Компьютеры там есть, а системных администраторов нет. И никаких договоров на техническую поддержку тоже.
В чем причины такого явления? Очевидно, что только в одном - в высокой популярности системы Windows. Точнее - ее десктопного варианта, которая пока остается очень востребованной среди конечных пользователей, в том числе и по причине большого количества игр.
Linux же - пока удел крупного и среднего бизнеса. По крайней мере, заработать на технической поддержке можно только в этом сегменте рынка. Отсюда и высокий порог для входа - серьезные люди будут иметь дело только с такими же серьезными людьми.
Linux, несомненно, очень демократичная платформа. Но только для пользователя, а не для бизнеса, который планирует заработать на СПО. И это, к сожалению, еще одна серьезная проблема.
Из моего личного опыта:
Именно у "мелкого бизнеса" сейчас есть повышенный интерес к линуксу. Почему? Потому что бесплатен, потому что безопасен (и с т.зр. защиты данных, и с т.зр. лицензионной чистоты). Посмотрите на комп работника "мелкого бизнеса". Там стандартный набор ПО, и этот набор превосходно реализован в любом массовом дистрибьютиве линукс.
Установить ту же (к примеру) Убунту может любой, кто понимает как загрузить комп с флешки или СиДи. А если и не понимает - есть специальная утилитка wubi.exe. Вероятность наткнуться на неподдерживаемое переферийное оборудование близка к нулю. Поддержка? кроме фирменной платной есть миллион форумов. Обновления? можно хоть автоматически.
Линукс гораздо менее требователен к аппаратному обеспечению ("железу"), чем windows. Например, у меня дома OpenSuse 11.3 прекрасно работает на десятилетнем(!) железе. Попробуйте запустить там винду, ага
Я лично знаю несколько "мелких" фирм (от 2 до 5 компьютеров), которые сознательно перешли на линукс. И живут спокойно. Если система не падает, то зачем техподдержка?
В заввершении специальное замечание для автора блога.
Сергей, предположим, что "цена владения" одинакова для windows и linux (это не так, но предположим). Кому лучше платить - американской корпорации или отечественному специалисту? Интересен Ваш ответ.
С уважением, руководитель IT-отдела компании "среднего бизнеса", в офисе которой доживает последний компьютер с windows на борту.
Без проблем. Я не буду делать упор только на линукс, но я при каждом удобном случае буду его предлагать, поясняя, что это выгодней хозяину. Это глупо с т.зр. "развода хомячков", но перспективно засчёт моей высокой репутации и квалификации.
То есть, решая задачи пользователей, я не стану подсаживать их на проприетарщину с целью заработать на этом.
Эксперимент, который Вы мне предложили, уже работает как нормальный бизнес в моём городе У моего друга именно такой бизнес, и каждый год он увеличивает свой штат.
Если Вас интересует именно мой ответ, то ни то, ни другое. Я вообще никому не плачу - сейчас использую систему РОСА (но без проблем пересяду на другой дистрибутив), поддерживаю себя сам (кстати, журналист - это тоже микробизнес, гарантированную зарплату я нигде не получаю ).
А вот если ставить себя на место другого микробизнеса, то думать о высокой политике хозяин будет в последнюю очередь. По крайней мере, ждать от микробизнеса какого-то особенного патриотизма можно будет только после того, как само Отечество повернется к нему лицом, а не, извините, задницей.
Хотя, смысл Вашего вопроса наверняка иной, поэтому отвечу еще и так. Лучше платить тому, кто рядом. С сугубо практической точки зрения.