По неведомым для меня причинам компании, занимающиеся разработкой и продвижением Linux-решений, зарабатывают деньги на чем угодно, только не на обычном потребительском рынке. Хотя их представители сами говорят, что свободные решения самые демократичные, что они прекрасно подходят обычным пользователям и т.д., и т.п.
[spoiler]На прямой вопрос обычно следует уклончивый ответ. Мол, пользователей Linux относительно мало и говорить об этом рынке всерьез даже смешно. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться. А поможет нам в этом портал www.dudalibre.com, на котором продолжается перепись пользователей (цель этого проекта - доказать, что никакие мы не маргиналы и нас пора воспринимать всерьез). Кстати, вот уже второй раз опубликованные там данные наводят на интересные размышления.
Итак, на момент написания этого текста на портале зарегистрировались 34857 российских пользователей Linux. Причем, без всякой анонимности - все оставили свои почтовые адреса.
Очевидно, что в действительности пользователей значительно больше - кто-то вообще не знает о этом проекте, кто-то банально поленился отметиться. Поэтому 35 тыс. - это гарантированный минимум. Причем, доля корпоративного сектора тут близка к нулю - в подобных опросах как правило принимают участие конечный домашний потребитель.
Если говорить о кредитоспособности этой аудитории, то она явно выше нулевой. Если используют Linux, то наверняка имеют компьютер. Если участвуют в онлайн-проектах, то наверняка подключены к интернету. Будет разумным предположить, что любой из пользователей готов потратить на какие-то специфические для себя товары или услуги минимум 500 руб. в год.
Казалось бы - вот 35 тыс. готовых покупателей. Бери их голыми руками. Но как именно?
Первое, что приходит на ум - написать какую-то программу под Linux, которую купят за 500 рублей домашние пользователи. Например, игру. Увы, не получается.
Даже если игру купят все без исключения, что в результате получится семнадцать с половиной миллионов руб. Для сравнения - только на тестирование "Зова Припяти" ушло полмиллиона долларов. Затраты явно не окупятся.
Второе - портировать что-то готовое. Полагаю, тут тоже есть проблемы. Придется связываться с разработчиком, убеждать его переработать код приложения специально под Linux. Не факт, что его это заинтересует.
Варианты "подайте отечественному бизнесу на развитие", "купите классный фанатский сувенирчик" и т.п. на потребительском рынке не проходят. Когда человек платит своё, а не государственное или корпоративное, он несколько иначе смотрит на вещи.
Тем не менее, семнадцать с половиной миллионов рублей в год - это очень неплохо для небольшой компании (скажем, до десяти человек). Наверняка можно придумать какой-нибудь сервис, который заинтересует большинство пользователей Linux.
Но не придумывают. Интересно, почему?
Во-вторых, не имея личного опыта прямых продаж, прониклись бреднями примитивного экономизма в духе: "Спрос определяет предложение. Спрос на конкретную разработку в явной форме не выражен, нечего тут и мудрствовать."
В реальной же жизни по-другому:
01. Предложение формирует спрос
02. Спрос уточняет предложение.
Пример: разработчики факс-систем исподволь заказали маркитинг-микс для своего продукта. Получив ответ, что эта фиговина никому не нужна, вышли со своим изделием на рынок и, сформировав спрос, хорошо на этом заработали.
В-третьих, витая в облаках айтишной гордыни воспринимают всякую торговлю как не очень благородное занятие, да к тому же ещё и примитивное: «Сижу гоголем на коробках, если явится покупатель, отпущу ему товар.»
В реальной же жизни продажа, это когда человек берёт у вас за свои деньги то, о чём он и не думал, а, возможно, и не знал, а если знал, то в большем количестве, чем намеревался, и не по его цене, а по вашей.
А для этого нужен оригинальный, законченный разработкой, продукт с очевидными потребительскими свойствами и профессиональный торгаш, иначе профита не видать.
Это я всё к тому, что по моему разумению отечественные разработчики в своём джаст-фор-фанстве элементарно не приспособлены к ведению прибыльного дела. Мало того, что не умеют сделать продукт, который возможно было бы обратить в товар, так ещё и не понимают, как это работает: ПРОДУКТ>ТОВАР>ДЕНЬГИ.
От того ничего и не придумывают. Исключение (с некоторой оговоркой) это разве что WINE-ETERSOFT.
Впрочем, возможно, всё не совсем так, как мне видится с моей ‘кочки зрения’. Дай-то, бог.
Все курсы которые есть на рынке, это для сисадминов. Где курсы для простых пользователей по адекватной цене? Готов отдать рублей 500. Все равно на книги по Linux ушло около 1000 рублей.