Довольно странный, по моему убеждению, тезис, потому что всем известно, что стоимость ИТ-проекта состоит не только из покупки лицензий. И не менее понятно, что в ИТ-жизни также как и в во всей остальной жизни так или иначе действует Второе Начало Термодинамики, и другие базовые законы физики, один из которых сформулировал Михайло Ломоносов: "сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте..."
В случае с софтверными проектами стоимость ПО чаще всего "присовокупляется" к услугам по его внедрению (включая, кстати, и обучение персонала).
[spoiler]
Признаться, было бы очень интересно познакомиться со сметами выполнения ИТ-проектов. В том числе на базе СПО. Возможно, такие сметы есть в открытом доступе. Мне не попадались. И не появлялись, даже, когда я специально спрашивал о них. Ссылаются обычно на "коммерческую тайну". Хотя не понятно – о каких коммерческих тайнах идет речь в проектах, выполняемых за бюджетные деньги…
Как известно, сейчас в стране полным ходом идет гигантский ИТ-госпроект под названием "Web-наблюдения за выборами президента". Официально озвученная стоимость этого дела – 13 млрд. руб. (400 млн. долл). За три месяца! На фоне этих величин и сроков все наши баталии вокруг НПП, да и "построения информационного общества" в целом, видятся как макет военного сражения с помощью оловянных солдатиков по сравнению с Бородинской битвой.
Замминистра Илья Массух провел пресс-конференцию, на которой – судя по отчетам СМИ – позабавил журналистов в стиле выступления Остапа Бендера в шахматном клубе городка Васюки ("рассказал несколько ветхозаветных анекдотов…"), сообщив при этом, что
если бы Ростелеком не был государственной компанией, и его сотрудников пришлось бы нанимать по рыночным ценам, сумма выросла бы до 25—26 млрд. |
Но, как водится, смета проекта и его план график, остались тайной…
Web-наблюдательный проект с энтузиазмом был воспринять СПО-сообществом, поскольку в нем было обещано использовать СПО. Для чего именно использовать – непонятно. Да и вообще "обещать – не значит жениться". Посмотрим, что в реальности получится.
Однако давайте все же прикинем, сколько же денег собирается Минкомсвязи сэкономить на использовании СПО.
Речь идет об оснащении около 100 тыс. участков. В каждом будет установлен ноутбук и две web-камеры.
Сколько может стоить эта "клиентская музыка"?
На Новый год жена купила своей матери в подарок (у нее еще и день рождения) огромный ноутбук (со всем предустановленными ПО, Windows 7). В рознице, в "Белом Ветре" (недешевое место). За 24 тыс. руб. (600 долл).
Зашел на сайт того же "Белого Ветра". Я не спец в камерах, не знаю какие нужны для обеспечения прозначности голосования, но цены (розничные!!!) на Web-камеры MS – от 1000 до 4000 руб. Посчитаем за 100 долл.
Итого, клиентская часть оборудования-ПО – 600 + 2*100 = 800 долл. В рознице, причем – не самой дешевой.
Сколько мы сэкономили бы, если не покупали "проклятую Windows"? Думаю, 100 долл – это максимум.
Считаем
(как у А. Райкина – "100 тысяч человек по одному рублю, 1 рубль на 100 тысяч человек. Это ж сколько будет? Сумасшедшая сумма получается!!!")
В случае ППО = 80 млн. долл.
В спучае СПО = 70 млн. долл.
Что же, экономия приличная (на покупку) – 10 млн. долл. Более 10%....
А теперь вспомним о стоимость проекта в целом – 400 млн. долл.
На фоне это величины, совершенно непрозрачной, эти 10 млн. (как и 70-80 млн. на клиентское оборудование) выглядят как-то мелко.
Создается отчетливое впечатление, что все эти разговоры о "копеечных экономиях" нужны для того, что потратить в другом месте намного больше.
К сожалению, получается, что закон Ломоносова в госпроектах не работает.
Тут закон, скорее, иной, "если видимые публике расходы снижают, то невидимые возрастают многократно".
Вы, полагаю, не понимаете - веб-вещание с избирательных участков, это типичное "наводить тень на плетень". Для этого веб-камеры потребительского уровня подходят как нильзя лучше.
Очевидно, что премьер-министр со своей командой считает нас полными болванами.
А вообще зависит от используемых протоколов вещания,
их более одного.