НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Open Source:

Блог

Как публично объявленные ИТ-проекты раскладываются на “свободные” и “проприетарные”?

Очень понравилось мне интервью “Мы делаем бизнес, продавая бесплатное ПО”, появившееся на нашем сайте 12 мая. [spoiler]

Всем ЛПР (лицам, принимающим решения в области внедрения и использования информационных технологий), рекомендую его почитать. В нем генеральный директор компании VDEL Милан Прохаска ставит многие (хотя и не все, конечно) точки над i.

Прежде всего он отмечает, что свободное ПО (Open Source) и бесплатное ПО – не синонимы. Вроде бы это простая и почти очевидная вещь, но далеко не всем, на мой взгляд, пока понятная. Ведь что обычно говорят СПО-энтузиасты: “Ставьте бесплатное СПО и будет вам щастье! А если вы сами не сможете его доработать (“заточить” под свои бизнес-потребности), то в СПО-сообществе всегда найдутся специалисты, которые очень быстро, качественно и практически за копейки помогут вам это сделать”.

А теперь поставьте себя на место ЛПР, перед которым поставлена та или иная ИТ-задача и примерно оговорены деньги, которые на решение этой задачи можно потратить. Профессионалы говорят, что на любой ИТ-проект есть смысл тратить не более 20% от суммы ожидаемого экономического эффекта. Ведь, к сожалению, далеко не все ИТ-проекты (как “свободные”, так  и “проприетарные”) заканчиваются удачно и оправдывают вложенные в них средства.

Итак, задача поставлена и деньги для её решения выделены. Но едва ли найдется ЛПР (исключения, конечно, возможны), которое само будет заниматься поиском подходящего ПО и ломать голову над тем, как это ПО впишется в уже имеющийся на его предприятии софтверный “зоопарк” (или, если угодно, “лес”, где маститые “дубы” мирно соседствуют с низкорослым “кустарником”). Скорее всего, это ЛПР обратится не в абстрактное и весьма неоднородное по своему составу СПО-сообщество. И не к СПО-фанату (пусть даже имеющему “семь пядей во лбу”), а к какой-либо серьезной компании, имеющей не только блестящие идеи (и специалистов с “горящими глазами”), но и успешный опыт компьютеризации примерно аналогичных по размеру и области деятельности предприятий. Кроме того, оно (возможно, на основе положенного по закону конкурса или аукциона) выберет подрядчика (или генподрядчика), который финансово устойчив и готов нести определенную ответственность (вплоть до материальной) за возможные “нештатные ситуации”  при реализации конкретного проекта.

В этом плане солидная (в смысле наличия квалифицированного штата, опыта и финансовой устойчивости) компания, предлагающая решения на базе СПО, практически ничем не отличается от солидного интегратора, портфель предложений которого базируется на проприетарном программном обеспечении. Да и заказчику (в штате которого, возможно, вообще нет ИТ-специалистов) в большинстве случаев не так важно, на каком именно ПО базируется его ИТ-инфраструктура – свободном или проприетарном. Ему важно лишь, чтобы все должным образом работало (желательно, 24 часа в сутки) и, при необходимости, модернизировалось за заранее примерно известные деньги.

Кстати о деньгах. Милан Прохаска утверждает, что в его транснациональной компании есть случаи, когда до 80% денег, поступающих от реализации проекта, остается в нашей стране (видимо, за счет того, что эти деньги идут программистам и/или консультантам, имеющим российское гражданство). Это -- очень серьезный аргумент за использование СПО в патриотически настроенных госучреждениях. Ведь в таком случае данный подход прямо ведет к созданию и модернизации в нашей стране высокопроизводительных рабочих мест, о которых говорится в подписанном 7 мая этого года Указе Президента РФ "О долгосрочной государственной экономической политике РФ"  (см. также заметку “Первые Указы нового Президента РФ могут несколько оживить ИТ-бизнес”).

О каких приблизительно деньгах тут идет речь? Не секрет, что примерно половина российского софтверного рынка (а это свыше 1 млрд. долл.) приходится на программное обеспечение Microsoft. Часто приходится слышать, что в нашей стране примерно половина ИТ-рынка (в денежном выражении) образуется за счет заказов со стороны госструктур федерального, регионального и муниципального уровней. То есть можно предположить, что наши госструктуры в общей сложности ежегодно тратят на ПО Microsoft примерно 0,5 млрд. долл. (плюс-минус 50%). Кто знает, какая примерно часть от этой трудно рассчитываемой суммы остается в России (у отечественных интеграторов и корпоративных реселлеров)?

Соответствующими цифрами не владею, но рискну предположить, что данный показатель ближе не к 80% (как в случае использования СПО на примере деятельности VDEL), а к 20% (по оценкам IDC, в 2011 г. российский рынок ИТ-услуг был почти вдвое меньше российского рынка ПО). Впрочем, есть мнение, что “на каждый рубль, заработанный корпорацией Microsoft в России, компании, входящие в местную экосистему, заработали по 9,85 руб. и обеспечили до 60% налогов на связанную с ИТ деятельность в стране”. Правда, мне не очень понятно, как это мнение (1:9,85) согласуется с мнением аналитиков IDC о том, что в настоящее время российский рынок ИТ-услуг почти вдвое меньше российского рынка ПО.

А вот с выводом аналитиков IDC о том, что доля российской экосистемы Microsoft составляет свыше половины всех рабочих мест в России, связанных с информационными технологиями, видимо, можно согласиться. С той лишь оговоркой, что в нашей стране участники партнерской программы Microsoft Partner Network (а сейчас это свыше 10 тыс. компаний) занимаются не только продвижением продуктов лишь одного софтверного гиганта. Но это так, к слову.

Возвращаясь к теме поста, необходимо отметить, что, с точки зрения дальновидного Заказчика, дело не столько в стоимости ПО, сколько в его качестве (функциональности) и уровне поддержки. Тут надо смотреть не на заявления поставщиков (как известно, “каждый кулик хвалит свое болото”, то есть утверждает, что предлагаемый им софт самый лучший, самый безопасный, самый качественный, самый масштабируемый, самый недорогой (в смысле TCO, общей стоимости владения)  и т. д.). А смотреть надо на реальные ИТ-проекты (причем не отдельно взятые). К примеру, кто знает, какая доля от общего количества ИТ-проектов, реализованных в нашей стране, выполнена на базе СПО и, что самое важное, какова динамика этой доли?

Возможно, ответ на этот вопрос знают аналитики IDC, которые внимательно отслеживают не только денежные показатели российского ИТ-рынка, но и публично объявленные ИТ-проекты (по их оценкам, в нашей стране количество таких проектов практически прямо пропорционально общему объему ИТ-рынка). Однако в открытой печати сведений о том, как  публично объявленные ИТ-проекты раскладываются на “свободные” и “проприетарные” я не нашел. Может, вы где такого рода сведения встречали?

Подчеркиваю: интересны не отдельные проекты (удачные, не очень удачные или просто проваленные), а общие тенденции (как мировые, так и российские).  Можно поставить вопрос и так: какую долю в общем объеме ИТ-услуг, занимают услуги, связанные с доработкой СПО под нужды конкретных заказчиков? Здесь также интересны не столько цифры за какой-либо отрезок времени (к примеру, год), сколько тенденции.
Васильев Евгений
“на каждый рубль, заработанный корпорацией Microsoft в России, компании, входящие в местную экосистему, заработали по 9,85 руб. и обеспечили до 60% налогов на связанную с ИТ деятельность в стране”
в настоящее время российский рынок ИТ-услуг почти вдвое меньше российского рынка ПО
Партнеры MS получают 3-8 % от стоимости лицензий.
Из всех цитат я верю в 2 последние, в первой MS явно посчитала з/п системных администраторов, которые обслуживают Windows, другим способом объяснить данные пропорции я бы не смог. Если кто знает метод рассчета эффективности MS согласующийся со всеми остальными источниками, поведайте.
в смысле TCO, общей стоимости владения
Рекомендую еще добавить все косвенные расходы, типа имиджевые, когда организация стоит и т.д.

Так же неплохо вспомнить, что образование у нас проходит в основном на ППО, то есть обучение сотрудников ППО происходит за государственные деньги, а СПО учат в основном на деньги заказчика, что делает обучение для проектов с СПО дороже, чем проектов ППО.
Причем у расходам на обучение косвенно можно отнести: сопротивление сотрудников, отрыв сотрудников от рабочего процесса на время обучения и т.д.
Прежде всего он отмечает, что свободное ПО (Open Source) и бесплатное ПО – не синонимы. Вроде бы это простая и почти очевидная вещь, но далеко не всем, на мой взгляд, пока понятная. Ведь что обычно говорят СПО-энтузиасты: “Ставьте бесплатное СПО и будет вам щастье! А если вы сами не сможете его доработать (“заточить” под свои бизнес-потребности), то в СПО-сообществе всегда найдутся специалисты, которые очень быстро, качественно и практически за копейки помогут вам это сделать”.
И да и нет....
Если взять ПК оператора call-центра, которому нужен браузер и linphone, и этого вполне достаточно, то зачем что-то платить. Если стандартных средств недостаточно, и нужно что-то делать, то нужно платить за разработку, а потом за поддержку. Все нужно считать.
Колесов Андрей
Эка, Володя, они на тебя навалились  :)  
Митин Владимир
Эка, Володя, они на тебя навалились :)

Однако на поставленный вопрос так никто и не ответил  :(

C замечанием о том, что есть проекты, в которых используется как свободное, так и проприетарное ПО, согласен. Но ведь не все же ИТ-проекты смешанные! Тем не менее,видимо, правильнее вопрос ставить так: “Как  публично объявленные ИТ-проекты раскладываются на “свободные”, “проприетарные” и “смешанные”?

Также согласен с тем, что  из трех приведенных ниже утверждений наиболее правдоподобно выглядят первые два.[/B]
По мнению аналитиков IDC, в настоящее время российский рынок ИТ-услуг почти вдвое меньше российского рынка ПО.

“Партнеры MS получают 3-8 % от стоимости лицензий” (DKomissarov)


“на каждый рубль, заработанный корпорацией Microsoft в России, компании, входящие в местную экосистему, заработали по 9,85 руб.” (оценка Microsoft)

Но едва ли Microsoft станет раскрывать методику своих оценок. А если раскроет, то будет молодец.