НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Open Source:

Блог

О моделях "продажи цифры"

Одна из главных проблем существующей модели копирайта заключается в отсутствии адекватного и реалистичного метода "продажи" цифрового контента, которая устроит и авторов, и продавцов, и покупателей. Одно из возможных решений - так называемые подписки. Его уже сегодня используют компании, "торгующие" книгами, фильмами и музыкой. Именно такую схему использует сервис "Яндекс.Музыка".

На первый взгляд, выглядит неплохо. Только лично я сомневаюсь в хороших перспективах такой схемы. И вот почему.

[spoiler]Давайте сравним более-менее традиционную модель "Кругов", продающих конкретные музыкальные альбомы, с прогрессивной схемой "Яндекс.Музыки", продающей месячные абонементы. Предположим, я хочу легально приобрести очередной альбом "Аквариума" (тот, который ещё не вышел). Согласитесь, задача довольно типичная и вполне подходит для сравнения.

Если я воспользуюсь "Кругами", то заплачу только за конкретный альбом. Причём, сервис сам сообщит мне по почте о его выходе. При покупке я сам смогу выбрать цену, предварительно послушав весь альбом скольку угодно раз. То есть, никакого "кота в мешке" - вот товар, слушай и принимай решение.

С "Яндекс.Музыкой" всё значительно сложнее. Если входить в сервис через браузер, то всё примерно то же самое. Разве что появление нужного альбома придётся отслеживать самому.

Но оплатив подписку на месяц автоматически получаешь бонус - возможность загрузить сколько угодно других альбомов любых музыкантов. Однако, реализовано это весьма странно - эта возможность доступна только из мобильного приложения.

Впрочем, определённая логика тут есть. Стационарные компьютеры как правило подключены к сети по безлимитному толстому каналу. Поэтому что-то закачивать на локальный диск совершенно необязательно. Планшет - совсем другое дело. Это тонкий 3G с оплатой трафика (даже т.н. "безлимитные" тарифы имеют ограничение на объём). Поэтому, пользователям мобильных устройств надо придерживаться практики "всё своё ношу с собой".

В результате получается  тоже самое, что на "Кругах", только значительно сложнее. К тому же, не до конца ясным остаётся один важный для принципиального противника сетевой халявы вопрос. Куда пойдут мои деньги, которыми я оплатил подписку? Каким образом сервис отделит купленные произведения от просто прослушанных (просмотренных, прочитанных...) для ознакомления?

Честно говоря, мне всё чаще кажется, что главное препятствие на пути решения проблемы "пиратства" - это не отсутствие каких-то успешных моделей продаж, а сама концепция копирайта. В её рамках задача попросту не имеет решения.