НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Open Source:

Блог

Принципы работы с сообществом

Бывший руководитель организации GNOME Foundation Дэйв Нири решил рассказать о том, как компаниям следует взаимодействовать с сообществом. Для нашей страны его советы особенно актуальны, поскольку масштабного позитивного опыта в этой области у нас нет. Однако, так или иначе, его придется приобретать, поскольку масштабное внедрение СПО, предусматриваемое известным планом, невозможно без активизации самостоятельной разработки.
[spoiler]В самом начале статьи Дэйв Нири предостерегает компании от наивных ожиданий, построенных на "модели Тома Сойера". Если бизнес надеется, что достаточно инициировать свободный проект, как тут же набежит толпа желающих сделать за него всю работу бесплатно, то это далеко не так. Это особенно актуально для нашей страны, в которой сообщество в-основном состоит из пользователей, а не разработчиков.
Дэйв Нири отмечает, что существуют две модели взаимодействия бизнеса с сообществом - интеграция компании в уже существующее сообщество и создание нового сообщества на основе собственного проекта. Очевидно, что для нас важнее второе. Причем не столько по причине нашей национальной специфики, сколько потому, что сама цель проекта - активизация отечественной разработки.
Рассказывая об этой модели, Дэйв Нири отмечает возможные ошибки, которых следует по возможности избегать. Прежде всего, бизнесу следует понимать, что сообщество построено не на командных, а на партнерских отношениях. Любая попытка перенести на него корпоративные принципы жесткого авторитарного управления вероятнее всего приведет в распаду сообщества.
С другой стороны, бизнес не должен пускать дело на самотек, полностью устранившись от управления в соответствии с "моделью Тома Сойера". Руководство проектом должно осуществляться только через влияние, основанное на авторитете и аргументации. Это может привести к тому, что в ближайшем будущем в штате ИТ-компаний появятся сотрудники, специализирующиеся на организации взаимодействия с сообществом. Кстати, перспективная профессия.
Если бизнес привык работать в кулуарном режиме и не собирается отказываться от принципа "бизнес любит тишину", то это чревато тем, что участники сообщества перестанут понимать происходящее. Поэтому, следует сразу побеспокоиться о технологиях достижения определенный степени публичности. Что, кстати, позволит более эффективно привлекать в сообщество новых членов.
С другой стороны, бизнес не должен идти на поводу у сообщества, склонному к длинным обсуждениям. Необходимо с самого начала придерживаться строгого регламента принятия решений, чтобы сообщество не превратилось в дискуссионный клуб.
Сообщество является частью экосистемы СПО. Таким образом, бизнес должен удержаться от соблазна использовать его в качестве кадрового резерва, укрепляя штат фирмы за счет ослабления сообщества.
Понятно, что собственным сотрудником легче управлять используя административные рычаги. Но в качестве побочного эффекта это может привести к снижению требований к риторике убеждения сообщества, что нехорошо даже в среднесрочной перспективе.
Наконец, следует стремиться к гармонии отношений. Если решениям одних разработчиков будет постоянно отдаваться предпочтение, то это снизит мотивацию других. "Не держи все яйца в одной корзине" - этот совет применим тут в полной мере.
Дмитрий Романов
Сергей, спасибо, очень интересная и полезная статья!