НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Open Source:

Блог

Нужна ли национальная СЭД?

Сергей Голубев
03.09.2013 16:46:59
Теги: НПП

Безусловно, конкурс на "формирование требований к национальной платформе СЭД …" с заранее определённым победителем — это безобразие. Однако, сама идея НацСЭД лично мне нравится и при правильном подходе из этого может получится очень полезный в хозяйстве инструмент. Разумеется, если СЭД-сообщество сможет выиграть и расширит список пользователей этой СЭД.

Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти между собой и с Правительством Российской Федерации — дело, безусловно, нужное. Однако, неплохо бы было включить в этот перечень носителя суверенитета и единственного источника власти. То есть — народ.

Некоторая часть народа, в том числе — ваш покорный слуга, уже успела убедиться в преимуществах электронного документооборота. Не только при покупки билетов на поезда и самолёты, но и при оплате коммунальных услуг, перепискам с государственными, окологосударственными, псевдогосударственными и прочими службами… В-общем, удобно.

Всё, кроме одного — документооборот в этом случае получается слишком "распределённым". Талончик на билет — на одном сайте, оплаченные квитанции — на другом, долги перед ГИБДД — на третьем и т.д. А в перспективе их будет ещё больше.

Прикажете распечатывать всё и в шкафчик? Тогда, извините, за что боролись?

Отсюда и требования к НацСЭД в частности и к обязательным для соблюдения стандартам отечественного документооборота вообще. Думаю, сформулировать их не составит чрезмерного труда. Разумеется, первое требование — работа под всеми ГосОС.

Комментариев: 25

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

03.09.2013 21:11:25

Цитата
Всё, кроме одного — документооборот в этом случае получается слишком "распределённым".


А иначе никак. Поэтому начали с правильного — с ЕСИА. Причём сделали её тоже правильно — через насквозь открытый стандарт SAML.

Весь вопрос теперь в том, чем станет «национальная СЭД» — сборником стандартов или сборником реализаций.

04.09.2013 09:38:44

Цитата
SAML

А о каком именно SAML речь? Вот об этом: Security Assertion Markup Language?
Если да, то чем он особо поможет - это всего лишь протокол для Single SignOn + язык передачи атрибутов персоны?

04.09.2013 11:44:54

Он уже прекрасно помогает тем, что гражданин один раз регистрируется в федеральной системе ЕСИА и затем может пользоваться и федеральными и локальными госуслугами без дополнительных регистраций. А также позволяет различным системам передавать данные о гражданине друг другу.

04.09.2013 11:51:27

А, так вы только про аутентификацию....
Было бы странно, если бы SSO сейчас делали на чем-то другом.

04.09.2013 11:57:22

Цитата
Всё, кроме одного — документооборот в этом случае получается слишком "распределённым". Талончик на билет — на одном сайте, оплаченные квитанции — на другом, долги перед ГИБДД — на третьем и т.д. А в перспективе их будет ещё больше.

А их реально нужно собирать в одном месте?
Технически, это как раз правильнее - каждое ведомство отвечает за свой участок и само формирует все нужные сервисы.

Проблему обычно предоставляет:
- единая аутентификация
- составление каталога всех ресурсов (но это не так страшно).
- обмен общими справочниками (самое главное - это регламенты: кто ведет каждый справочник, как его обновляют по требованию заинтересованных сторон, ...).

04.09.2013 12:10:24

По-моему, нужно. Взять хотя бы почту. Насколько я понимаю, пользователь предпочитает один почтовый клиент, а не кучу веб-интерфейсов для каждого аккаунта.

04.09.2013 12:16:28

А для просмотра видео вы тоже используете почтовый клиент? А для редактирования документов?

Я соглашусь, что интерфейсы всех сервисов желательно унифицировать. Но зделать их все абсолютно единообразными не получится, увы.

04.09.2013 12:24:13

Видео вроде как пока к документам не относится smile:).
И унифицировать надо прежде всего не сервисы, а сами документы. Хотя бы по базовым разделам — ЖКХ, банки, билеты… То, что больше всего востребовано населением.

04.09.2013 12:28:39

И что вы там унифицируете?
Поля, логика, верификация, .... - там все разное.

Максимум что можно - предложить (точнее жестко зафиксировать и придумать способ контроля) общие требования к интерфейсу, так скажем силь. Ну и некоторые аспекты поведения (например, как и когда должны происходить проверки введенных данных).
Примерно так выглядят требования к приложениям в Windows, Android и Apple - магазинах. Все приложения там разные, но использования единообразного (не одинакового, а построенного на общих принципах) интерфейса упрощает освоение приложений пользователями

04.09.2013 13:22:58

В каждой группе — более-менее одинаковые. Скажем, оплата за электроэнергию и телефон. Почему это нельзя делать из одного приложения, а надо скакать по сайтам?

04.09.2013 13:30:21

Хотябы потому, что это - разные коммерческие компании.
Я вот не понимаю, почему их оплату должны делать на государственных сайтах.

04.09.2013 13:44:53

Яндекс и Гугль — тоже разные компании. Что совершенно не мешает работать с их почтой на одном клиенте.

04.09.2013 13:46:14

Ну так если кто-то возьмется написать такой клиент - ради бога.
Я вот только не понимаю, почему для частных компаний это должно делать государство на государственных же сайтах.

04.09.2013 14:02:20

"Что ж, маменька, разве мне не все равно?" smile:)
Тем не менее:
1. Не для частных компаний, а для государственных или бывших государственных.
2. Вообще не для компаний, а для граждан.

И, кстати, при чём тут госсайт. Мы же говорим о ГосСЭД, а не о сайтах.

04.09.2013 17:56:37

Firefox везде один, что на сайте РЖД, что на сайте нижнедальненского райпо.

Но собрать вообще все госуслуги под единой крышей — задача невыполнимая в принципе. К тому же не особо нужная — вас же не смущает, что на разных сайтах разный интерфейс?

04.09.2013 18:10:54

Вообще-то смущает, но не в это дело smile:).
Firefox тут не годен — никакого учёта и каталогизации он не ведёт. Даже банального поиска нет. Допустим, мне надо собрать все платёжки за "водяные услуги" (холодная, горячая, отопление) за какой-то период. Или оправить в ЖЭК билеты на поезд, чтобы не платить за воду и электричество.

04.09.2013 18:22:32

У вам неправильная постановка задачи — это ЖЭК должен запрашивать у РЖД ваши билеты на поезд, а не вы доказывать, что вы не верблюд. Т.е. ваша задача только оставить заявление на сайте вашего ЖЭКа.

04.09.2013 18:29:48

Сергей, а теперь посчитай количество более-менее нужных сайтов и вытекающее отсюда количество логинов-паролей и различных интерфейсов. Нет, нам такой электронный документооборот не нужен smile:).

04.09.2013 18:33:52

Цитата
Сергей, а теперь посчитай количество более-менее нужных сайтов и вытекающее отсюда количество логинов-паролей и различных интерфейсов.


Сайтов три-четыре — федеральный уровень, региональный, муниципальный и госкорпорации. Логин-пароль один на всех. Количество интерфейсов в любом случае стремится к бесконечности, поскольку сайты в мире разные.

Повторюсь, что собрать все сайты в один не получится никогда чисто технически. Например, в деревне на крайнем севере один набор услуг, а в деревне на крайнем востоке другой. Им теперь что, писать заявки в федеральный центр всякий раз, когда им захочется изменить набор услуг? А федеральному центру разрабатывать новые интерфейсы под всякие специфические запросы?

Нет, единственный способ — раздать каждому муниципалитету полномочия оказывать госуслуги самостоятельно, с использованием ЕСИА и стандартов СМЭВ.

Только так и никак иначе не получится.

04.09.2013 18:57:02

Гугль, Яндекс и Рамблер — тоже разные сайты с разными интерфейсами. Однако, для работы с ними пользователю достаточно одного почтового клиента. И подключать их все никто не обязан, если мне гуглопочта не нужна, то и ладно.
Нужен просто гостандарт на документооборот. И перечень субъектов, обязанных его соблюдать.
Скажем, ГосСЭД должна работать с банковскими счетами — получил человек квитанцию на штраф из ГИБДД и тут же её оплатил из той же программы, куда квитанции приходят просто по нажатию на кнопку "Оплатить" (или автоматически, если пользователь этого пожелает). И каждый банк обязан это поддерживать, иначе не будет ему лицензии.
Но при этом никто не заставляет пользователя получать квиточки из ГИБДД. Если у меня нет автомобиль, то я просто не активирую эту опцию.

06.09.2013 09:25:21

Цитата
Скажем, ГосСЭД должна работать с банковскими счетами — получил человек квитанцию на штраф из ГИБДД и тут же её оплатил из той же программы, куда квитанции приходят просто по нажатию на кнопку "Оплатить"


Программы, куда квитанции приходят? smile:?:

ГосСЭД вообще не должна работать с деньгами. Потому что иначе в каждом муниципалитете будет сервер, сертифицированный по PCI DSS… Вот сейчас, например, с деньгами работает только федеральный портал. Вот пусть и работает.

06.09.2013 11:49:37

Так я и не против. Пусть будет федеральный портал или плагины для каждого банка. Лишь бы работало.

04.09.2013 17:58:01

Национальная СЭД даже в таком виде нужна по той простой причине, что даже если конкурс выиграет некая фирма Х и распилит бюджет, обязывать пользоваться изделием фирмы Х никто не сможет по чисто техническим причинам — хотя бы из соображений сопряжения с уже существующими системами. А вот набор стандартов, который появится после исполнения конкурса, был бы не лишним.

06.09.2013 08:43:00

Цитата
А вот набор стандартов, который появится после исполнения конкурса, был бы не лишним.

А разве он будет? Не будет: на сколько помню по тех заданию только "каталогизация", ну, возможно, определение необходимых. Не более - там же даже специалистов на эти цели не нанимают....

06.09.2013 11:16:39

А каких собственно стандартов не хватает для перехода на обмен электронными документами? Все говоря о "стандартах вообще", а но никто - конкретно.

В коммерческом (тем более мировом) секторе имеющихся стандартов вполне достаточно для перехода. А какие нужны госам?

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии