НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Open Source:

Блог

"Железные" вопросы

Допустим, вы хотите приобрести компьютер на который планируется установить систему Linux. Причем, без «танцев с бубном» - чтобы все функции устройства заработали сразу. Легко ли это сделать?
Увы, нет. Информации на этот счет, особенно на русском языке, очень мало. Почему так происходит? Разобраться в этой непростой ситуации нам поможет Сергей Кузнецов, менеджер по развитию бизнеса компании "Диджитал Саппорт".
[spoiler]
Сергей Голубев: Сергей, а действительно так трудно найти информацию о работающем в Linux "железе" или я не так искал?

Сергей Кузнецов: Действительно трудно. А на русском языке - так практически невозможно. Конечно, какие-то отрывочные материалы в блогах есть, но говорить о существовании какой-либо серьезной информационной поддержки оснований нет. Надеюсь, пока нет.
Впрочем, одно важное уточнение. На сайтах производителей комплектующих такая информация всегда есть. А вот с устройствами для конечного потребителя ситуация действительно обстоит не лучшим образом.

С.Г.: А почему? Пользователи Linux, как покупатели "железа", никому не интересны?

С.К.: Не думаю. По-моему, как раз наоборот. Пользователи Linux — очень перспективные покупатели. Важно понимать, что пользователи Linux делятся на две группы — корпоративных пользователей и домашние энтузиасты. Первые интересны продавцам уже сегодня и работа с ними идет. Вторые не являются серьезным объектом для маркетинга. Думаю, это временное явление и скоро все изменится.
Давайте попробуем обрисовать общие характеристики второй группы.
Во-первых, если судить по профессиональному признаку, то энтузиасты Linux - люди с неплохим доходом. Системные администраторы, программисты, фрилансеры... Даже в кризисные времена они не особо бедствовали. Во-вторых, энтузиасты Linux - люди, продвинутые в ИТ-смысле. Они могут купить новую машинку просто потому, что она новая и им это интересно. То есть, они покупают чаще других. В-третьих, энтузиасты Linux довольно активны в сети - пишут на форумах, в социальных сетях, ведут блоги. Если устройство им понравится, то они совершенно бескорыстно будут его "продвигать".

С.Г.: Вроде, логично. Но вопрос остается. Почему никто не занимается информационной поддержкой второй группы?

С.К.: Я думаю, что основных причин несколько. Ведущие СПО-компании почему-то "зациклились" на софте, забыв о том, что программное обеспечение - по большому счету имя прилагательное. Создавать какую-то тестовую лабораторию они не хотят.
Основные поставщики "железа" на массовом рынке - это не ИТ-компании, а прежде всего торговые предприятия. Причем, значительная их часть не специализируется только на компьютерах. Они продают телевизоры, чайники и проч. бытовую технику. Наивно думать, что они начнут уделять какое-то особое внимание компьютерам с Linux.
Это - задача вендоров. А большинство вендоров - зарубежные компании, в России находятся только их представительства. Возможно, принятие таких решений - вне области их компетенции. Отсюда первая трудность - некому организовать процесс.
Но если мы на этом остановимся, то мы увидим только одну сторону проблемы.В частности, не стоит забывать про очень высокую трудоемкость процесса, вытекающую из разнообразия дистрибутивов. Допустим, какой-либо вендор написал на коробке с ноутбуком, что устройство полностью поддерживает Linux. А пользователь скачает какой-то малоизвестный дистрибутив и что-то не заработает. Претензия к вендору будет вполне обоснована.
К тому же, любой процесс предполагает не только организатора, но и исполнителей. А их найти очень непросто, несмотря на внешнюю активность сообщества. Мы это уже проходили, когда искали блогеров для обзоров "железа". Не хочу сказать, что с пользователями Windows вообще не было трудностей, но они так или иначе разрешились. А вот со свободным ПО воз и ныне там.

С.Г.: Вы хотите сказать, что на Ваш призыв взять компьютеры с системой Linux для тестирования, никто не откликнулся? Позвольте мне усомниться.

С.К.: Вообще-то мы стараемся работать без "призывов". Известную фразу "наберут тут по объявлению" не просто так придумали. У нас более активная и самостоятельная позиция.
Разумеется, если бы мы дали объявление, то у нас весь склад бы вынесли активисты и энтузиасты. С тем же успехом можно вывезти все оборудование на улицу и раздать прохожим.
Бизнес не будет работать с кем попало - это не нуждается в доказательствах. От партнера требуется ответственность, предсказуемость,профессионализм и многое другое. А сообщество делится на две разные группы.
Первая, самая большая - это форумные крикуны. Они могут только протестовать против чего угодно и искать врагов внедрения СПО. Бессмысленно ждать от них какой-либо конструктивной работы - ни байта кода, ни строчки текста. Если они за что-то возьмутся, то обязательно облажаются и обвинят в этом кого угодно, кроме себя.
Вторая группа - действительно грамотные ответственные люди. Но только время у них расписано по часам на несколько месяцев вперед. С ними трудно договориться именно по этой причине - им банально некогда, поскольку они заняты не менее важными делами.

С.Г.: Насколько я понимаю, прогнозы на будущее получаются достаточно пессимистичными?

С.К.: Вовсе нет. Конкуренция на рынке поставщиков решений, в том числе и программно-аппаратных, постоянно растет. Жить "с оборота", оперируя только ценой и объемом, все сложнее и сложнее. Полагаю, приходит время узкоспециализированных компаний, которые не будут пытаться "обнять необъятное", а сосредоточат свои усилия на одной-двух нишах, обладая достаточной для этого компетенцией.

С.Г.: Спасибо за беседу.
Dim
Если учесть, что дальше головной страницы сайт "Диджитал Саппорт" не пускает - все замкнуто на индексную страницу, то начинаешь несколько сомневаться в мотивации "менеджера по развитию бизнеса". :(
Сергей Голубев
Это, скорее, говорит о специфике нашего бизнеса, где все решают личные встречи, а не публичная информация. Мне это тоже не нравится, но если бы я был бизнесменом, то о сайте думал бы в предпоследнюю очередь.
Олег
Думаю, что не все в зацикленности бизнеса.
Многие дистрибутивы Linux очень просто устанавливаются и поддерживают массу общедоступных устройств. С новинками (устройств) приходится "колдовать" или ждать, пока это сделают другие. Все проблемы -- вокруг новинок. Т.к. основные Гуру Linux (как и производители нового оборудования) пишут на заграничных языках, нашим Гуру тоже приходится читать и писать на тех же иностранных языках. Переписывать на русском потом нет либо желания, либо времени. Хотя со временем, наиболее рейтинговые темы обрастают русскими переводами.

Как недавно  говорил "ИО Стива Джобса" про Андроид -- это для энтузиастов. Имеется в виду те, кто может и хочет тратить время на настройки. Я могу считать себя продвинутым пользователем и могу настроить "под себя" разные системы, но на самом деле просто хочется, "что бы всё работало". Что и предлагают Apple и MS за деньги. :)