НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Open Source:

Блог

О модели СПО

Сергей Голубев
08.02.2011 20:25:54

Читаю комментарий Михаила Романова к вчерашней заметке "Размышления вокруг одной таблицы". Михаил рассматривает все возможные варианты взаимоотношений между государственным заказчиком и поставщиками в модели СПО.
Тема, действительно, очень серьезная и обсуждать ее можно долго. Но мне бы хотелось последовать совету одного виртуального классика и попробовать посмотреть в корень.
По сути дела, нам надо понять одну вещь - каким образом использующий СПО-модель бизнес может заработать. Все остальное - частные случаи. Ведь государство отличается от домашнего пользователя только количеством денег и широтой интересов. Во всем остальном все покупатели похожи друг на друга как две капли воды (по крайней мере, в идеальном случае, если абстрагироваться от всевозможных хитрых схем личного обогащения, когда покупатель подыгрывает продавцу).
Продолжим смотрение в корень. Оказывается, нам совсем не надо ничего придумывать, поскольку такая модель уже давно существует. Причем, не где-то на рубежом, а у нас в стране.
Вот две ссылки - раз и два. Когда будете читать, то обратите внимание на даты.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы прийти к простому выводу. Бизнес, построенный на модели СПО, уже давно существует и довольно неплохо себя чувствует (десять лет - срок немалый, особенно для бизнеса эпохи перемен).
Уже десять лет назад основатели этих компаний писали какие-то бизнес-планы. Они были уверены в том, что смогут заработать на свободном рынке, используя модель СПО. И десять лет доказывали это на практике.
И вот что я в связи со всем этим думаю. Не нужны нам никакие концепции НПП, которые предполагают какое-то особое частно-государственное партнерство. Мне кажется, что на практике это приведет только к разбазариванию бюджетных средств. Бизнес без всего этого десять лет жил и еще столько же проживет.

Комментариев: 27

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

AV
08.02.2011 23:54:42

Браво. Пока одни с высоких трибун говорят про СПО и грызутся за кусок гос.денег, другие уже просто работают и зарабатывают.

А НПП и любое "часто-государственное партнерство" убьют рынок - и вместо лучших по результатам на первый план выйдут те, кто лучше "договорятся".

Михаил Романов
09.02.2011 11:51:40

Цитата
Ведь государство отличается от домашнего пользователя только количеством денег и широтой интересов. Во всем остальном все покупатели похожи друг на друга как две капли воды

Не соглашусь.
Специфика корпоративного заказчика в том, что ему априори нужно специализированное решение (если только это не какие-то сугубо инфраструктурные вещи типа операционных систем или документооборота) - это основа для их конкурентных примуществ. Поэтому здесь простор для заказных решений и платформ, которые требуют доработок или настройки под заказчика.
Домашнему пользователю это не нужно - его выбор это коробочные решения.

Еще одно отличие - корпоративный заказчик понимает, что любое массовое внедрение это не просто "настройка одной машины помноженная на N", он сразу закладывает время на обучение, миграцию (во время которой, скорее всего, все пользователи будут работать с двойной нагрузкой), затраты на дальнейшую поддержку и необходимость минимизации рисков простоев. За это корпоративный заказчик готов платить, т.к. иначе он может потерять слишком много.
Для домашнего пользователя вся поддержка, это решение уже возникших проблем (как правило, эпизодических и не прогнозируемых), с которыми он сам не смог справиться - а это совсем другой тип работы и другой способ заработка.

Есть и другие особенности. Например, разные задачи (та же задача быстрого операторского ввода, где важна скорость) порождают разные подходы к UI.

В общем, различий на самом деле очень много и в первую очередь - в способах монетизации на разных рынках. Сводить все к объемам средств - ошибочно.

Цитата
Вот две ссылки - раз и два.

Увы, Сергей, приведенные вами ссылки не слишком показательны.
Первая компания (ЛИНУКС ИНК) занимаются выпуском дистрибутива и поддержкой пользователей. Плюс, возможно, занимаются заказными разработками у них на сайте есть такая фраза
Цитата
Специалисты компании принимали участие в разработке, внедрении и поддержке сложных программно-аппаратных комплексов в
.
В этом нет ничего СПО-специфичного (ну кроме, быть может, выпуска собственного дистрибутива), этим занимаются все системные интеграторы.

По поводу второй компании (Alt Linux) все тоже не ясно. Например, у компании большое количество заказных решений - то же участие в проектк "Скиф". Сколько зарабатывает компания помимо участия в различных гостендерах - не ясно.

В общем, складывается впечатление (а другой информации просто нет), что в основном компании зарабатывают на рынке заказных решений или имеют нескольких крупных заказчиков. Сейчас эти компании на рынке представлены в очень небольшом количестве, поэтому им проще найти заказчика (все равно спрос на поддержку или дистрибутивы Линукс, хоть и небольшой, но есть). Как только возникает некоторая конкуренция (например, за тот же школьный проект), выясняется, что каких-либо особых преимуществ ни одна компания не имеет.

Но возвращаясь к моим вопросам: как зарабатывать на рынке СПО частному разработчику ПО или небольшой компании? Нужно сразу ориентироваться на корпоративный рынок и готовится зараьбатывать на связанных контрактах (т.е. на доработках, заказных разработках и т.д.) или идти по пути выпуска своего дистрибутива/железки/...?

P.S. Понимаю, что возможно я уже утомил своим занудством - прошу прощения, просто вы, Сергей, один из немногих людей, из тех, кого я знаю, кто работает (в том или ином виде) в секторе СПО, и желающих заглянуть дальше вопроса "какой дистрибутив круче"?
А мой интерес подогревается тем, что уже который год слежу за рассказами СПО-разработчиков и наблюдаю следующую картину -более менее хорошо живут те, кто работает:
- на рынке специализированных решений (встраиваемые решения, суперсервера, ...) - там возможность доработки кода действительно преимущество (хотя и на закрытых платформах решений полно)
- корпоративный или госсектор, или просто крупные ОЕМ-контракты;
- компании, в которых СПО-линейка нужна для продвижения, привлечения комьюнити, а основной заработок все-так на чем-то ином.

И других вариантов мне просто не известно.

Михаил Романов
09.02.2011 12:46:18

Собственно сюда еще я бы добавил замечательную статью Анатолия Тенцера http://itblogs.ru/blogs/cio_anatomy/archive/2009/07/13/51045.aspx

Ну и свой личный опыт работы в компании, производящей ПО и оказывающей услуги по внедрению: я не видел никогда и не вижу до сих пор для компании переводить свое ПО на свободные лицензии (и это не смотря на то, что во многих проектах, где участвовала компания стоимость собственно по была максимум 10 частью общей стоимости - т.е. по сути, компания работала как интегратор).
Что это даст? Как это увеличит доходность? ... увы, не ясно до сих пор.
А вот рисков, что твои наработки растащут направо и налево, и будут зарабатывать отбирая хлеб у тебя - полно. Благо рынок был весьма конкурентный (сам рынок небольшой, а число компаний-разработчиков более 30 на Россию + партнеры).

10.02.2011 09:26:06

Цитата
Специфика корпоративного заказчика в том...


А я с этим и не спорю - специфика, безусловно, есть. Но корпоративный покупатель отличается от домашнего примерно так же, как покупатель-мужчина от покупателя-женщины smile:). То есть - по мелочам, ведь по сути они прежде всего - покупатели, которых волнует только цена/качество, а не внутренние бизнес-заморочки производителей.
Отсюда и моё несогласие с Тенцером. В теориях у него все складно выходит - стагнация, ничего не построят... А на практике я сейчас пишу из openSUSE, которая не стоила мне ни копейки денег, а работает (для моих задач) куда лучше Windows.
Поэтому, как бывший физик-экспериментатор, я говорю - переписывайте теорию, она противоречит практике. smile:)

Михаил Романов
10.02.2011 10:29:06

Цитата
А я с этим и не спорю - специфика, безусловно, есть.

Сергей, вы все пытаесь свести к сферическим коням "и тот и тот покупатели". Да, но абсолютно разные пакупатели. И хотят абсолютно разного, и платить готовы совсем за разное.
Не надо их мешать!

Цитата
А на практике я сейчас пишу из openSUSE

Дак ради бога, Сергей, Анатолий же и говорит: бесплатный сыр софт - это удобно пользователю (особенно, если больше ни за что платить не надо). Он говорит что производителю-то по от этой открытости никаких бенефитов. Неужели вы с этим не согласны?

10.02.2011 11:40:32

Цитата
Он говорит что производителю-то по от этой открытости никаких бенефитов. Неужели вы с этим не согласны?


Нет, не согласен. Но не я не согласен - практика не согласна smile:).
Тут ведь дело еще и в том, что на всех бенефитах не усидеть - седалища не хватит. От каких-то придется отказываться. Ну это ж классика - добровольно отказаться от части, чтобы сохранить целое.

Михаил Романов
10.02.2011 11:45:13

Цитата
Нет, не согласен. Но не я не согласен - практика не согласна

Тогда вы можете их (бенефиты) назвать.
Буду очень признателен.

Андрей
09.02.2011 23:31:27

Михаил, ваша точка зрения и ваши сомнения достаточно традиционна. У меня тоже иногда возникали сомнения по поводу экономической пользы СПО для разработчиков и поставщиков решений. Мало того, если вы найдете на CNews интервью с Сергеем Бессоновым гендиректором ООО "Элсис" (могу ошибиться), то вы там прочтете подтверждение своих опасений. Человек честно пишет - приходишь к заказчику раскладываешь карты, а на следующей встрече заказчик говорит, что его сисадмин уже все сделал сам. Вывод - заказчику просто требовалась информация о возможных решениях. Но я не об этом.
Я попытался разобраться что же западные авторы подразумевают под оказынием консультационных услуг и техподдержки. Честно скажу, в русскоязычных источниках я четкого определения не нашел. Пришлось посмотреть, так сказать первоисточники. Хм... выяснилась интересная картина. Если вы разработчик, тут все понятно: пишем заказные модули и по возможности (при согласии заказчика, конечно) выкладываете их на всеобщее обозрение или, другой вариант, за определенную плату осуществляете поддержку - настройка, сопровождение и исправление ошибок.
НО!!! Есть еще одно направление - поставка решений (может не так выразился, но попытаюсь объяснить суть). И основные деньги, по мнению западных авторов, должны идти отсюда.
Объясняю суть. Я заказчик Мне нужно, например, решение для организации совместной работы сотрудников аля Exchange+SharePoint.
Есть первый исполнитель: делает все на продуктах Microsoft. Что входит в стоимость: лицензии на ПО + мозги внедренцев, помогающих автоматизировать бизнес-процессы (этот кусок внедрения очень часто особенно в средних и мелких компаниях просто игнорируют).
Есть второй исполнитель: делает все на СПО, например, Zimbra. Стоимость: мозги внедренцев.
Что дешевле? Конечно, второй вариант. Причем, зная что первый исполнитель может уменьшать стоимость внедрения, только за счет уменьшения часов или более низкой квалификации внедренцев консультантов несложно предугадать результат. В случае же использования СПО, можно привлечь более квалифицированных внедренцев консультантов.
Надеюсь я понятный пример привел. Вот это и имеют в виду западные авторы. Поверьте, грамотному специалисту по описанию и автоматизации бизнес-процессов и по документообороту совершенно до лампочки на каком ПО будет сделана реализация. Для него ПО просто инструмент и не более того.

Михаил Романов
10.02.2011 09:02:58

Цитата
Что дешевле? Конечно, второй вариант.

Андрей, я это прекрасно понимаю.
В чем выгода СПО для потребителя (не важно кто это - корпоративный/частный заказчик или разработчик, делающий заказные или специфические решения с узким сегментом рынка) в целом понятно. Не ясно какой профит она дает бизнесу, связанному с производством ПО.
На вскидку - никакого.

Кстати, почитайте приведенную по ссылке выше статью (если еще не читали). Анатолий очень логично и точно объясняет, что текущая ситуация когда производители СПО могут-таки зарабатывать именно на производстве ПО объясняется никак не примуществами бизнес-модели.

И еще один момент. В свое время, в книге Дейтела (книга 80-х годов), я нашел интересную информацию, что IBM когда выпускала свою серию IBM360/OS360 пошла на очень непопулярный шаг - начала продавать операционную систему отдельно от железа. Это было очень непривычно, т.к. до этого ПО либо писалось штатными программистами, либо выдавалось "в нагрузку" поставщиком железа. До этого рынка ПО просто не было.
СПО подталкивает ровно к такой же модели

10.02.2011 09:33:16

Цитата
вы найдете на CNews интервью с Сергеем Бессоновым


Ну и что с того? Бессонов продолжает заниматься внедрениями СПО - значит, ему это выгодно. Остальное не важно.
Для меня с потребительской точки зрения важно только то, что если мне начинают компостировать мозги покупкой байтов, то я всегда могу ответить: "До свидания, я лучше позвоню Бессонову, который готов работать с меньшей маржинальностью и смирился с тем, что майбах купит не скоро".
Для меня СПО - это "замер бесплатно", когда пластиковые окна ставят. Одни за замер деньги берут, другие - нет.
Так и тут. Купите наше решение, байты - бесплатно. Ну и замечательно smile:).

Михаил Романов
10.02.2011 10:32:58

Цитата
я лучше позвоню Бессонову, который готов работать с меньшей маржинальностью и смирился с тем, что майбах купит не скоро

А у него есть возможность работать с большей маржой?
Если да, то вам просто очень повезло Сергей - у вас перед глазами бизнесмен не стремящийся к увеличению доходности своей компании. Такое встречается.

10.02.2011 10:42:29

Цитата
у вас перед глазами бизнесмен не стремящийся к увеличению доходности своей компании.


Почему не стремится? Я лично знаю Сергея, он совершенно нормальный человек и от лишних денег не откажется smile:).
Позволю себе аналогию с моим любимым местечковым телекомом, который как раз рыночно развивался. Кто первым заявил о бесплатном подключении, тот сперва что-то потерял. Но потом что-то приобрел.
Байты даром - это просто такая модель, которая лично мне кажется очень перспективной. Другое дело - она очень недодумана, но тут уже вопрос времени.

Михаил Романов
10.02.2011 11:15:44

Цитата
Байты даром - это просто такая модель, которая лично мне кажется очень перспективной

С точки зрения кого (продавца или покупателя)? И в чем именно перспективность?

10.02.2011 11:21:28

Конечно, покупателя. И уже как следствие - продавца.
Вернусь к аналогии с телекомом. Если один провайдер предлагает бесплатное подключение, то все клиенты его. Он растет - другие чахнут (или кормятся с госсектора и корпоратива, занимаясь распилом). Вот и вся перспектива.

Михаил Романов
10.02.2011 11:30:13

Цитата
Если один провайдер предлагает бесплатное подключение, то все клиенты его.

Вы опять слишком упрощаете и даже более того - ошибаетесь.
Цена - далеко не единственный фактор, влияющий на выбор покупателя (ну да, для некоторых покупателей - главный).
А вот продавцу, который может конкурировать только ценой ничего на рынке не светит.

10.02.2011 11:35:26

Цитата
Вы опять слишком упрощаете и даже более того - ошибаетесь.


Упрощаю - да, любая модель - упрощение. Ошибаюсь - вряд ли. Цена - главный фактор при одинаково субъективно приемлемом (!!!) качестве.

Михаил Романов
10.02.2011 11:43:42

Цитата
Цена - главный фактор при одинаково субъективно приемлемом (!!!) качестве

Для покупателя - да.
Именно поэтому каждый продавец пытается найти то, что будет коренным образом отличаеть его от конкурентов. Иначе все, чем он сможет конкурировать - это снижение цены, а значит и уменьшением своей прибыли.

Михаил Романов
10.02.2011 11:27:25

Цитата
Позволю себе аналогию с моим любимым местечковым телекомом, который как раз рыночно развивался. Кто первым заявил о бесплатном подключении, тот сперва что-то потерял

Я знаю аналогичный пример. Первоначальная бесплатность была маркетинговым демпингом и в скором времени (как закончились акции) цены стали точно такими же. Да, некоторую долю на рынке они приоборели, но и репутацию заработали неважную (пока демпинговали возможности развиваться не было и качество услуг было из рук вон). Сейчас, на сколько я знаю это практически не дает им развиваться дальше. Остальные операторы в городе жиреют - продавая дополнительные услуги, а эти - просто работают...

Но возможно у Сергея есть далеко идущие хорошо просчитанные планы... Посмотрим

Андрей
10.02.2011 12:23:28

Михаил, я не знаю планы Сергея. Но я знаю людей, которые проводят так сказать предпроектную подготовку внедрений на базе СПО. Это настоящие профессионалы.
И еще из собственного опыта. Хозяин компании, в которой я работал, съездил на запад к одному из своих знакомых бизмесменов в гости. Увидел там крутую систему управления бизнесом. Приехал - срочно покупаем. Заметьте, покупаем, а не внедряем. Система стоит немалых килобаксов. Все предупреждения, что своими силами внедрить не получится из-за отсутствия требуемой квалификации у ит-шников, не принимались. Ответ был прост - у них работает, значит это просто. Поставщик решения, увидев такое отношение к проекту, втихую спилил бабла сколько мог за ПО и свалил. В результате - система просуществовала на серверах полгода и медленно умерла. В другой раз решили оптимизировать бизнес-процессы. Пригласили специалистов по оптимизации бизнеса. Заплатили денежку сравнимую с той, что и в первом случае. Заметьте, не было даже разговора об автоматизации. В результате один из приглашенных консультантов в приватной беседе сказал, что один из их заказчиков использовал их результаты для автоматизации бизнеса с помощью одной из программ СПО. Мы попытались сделать тоже самое - и у нас получилось. И система до сих пор работает!
Вывод - каждый должен заниматься своим делом. И нужны консультанты - грамотные консультанты, а не бывшие сисадмины (хотя среди них тоже попадаются грамотные люди). И еще от ПО ничего не зависит - это инструмент. Он может чуть более удобный или нет.

Михаил Романов
10.02.2011 12:43:33

Андрей, вы уходите немного в другую область: ценность ПО (СПО или нет) для потребителя.
Я утверждаю (и пока никто не опроверг), что для потребителя основной плюс СПО - бесплатность. Есть отдельные категории потребителей для которых важны некоторые другие особенности СПО, но это не важно - их не очень много.

Вопрос, который звучит рефреном во всех моих комментариях: в чем ценность модели СПО для производителя???
Не для внедренца/консультанта, а для разработчика!

10.02.2011 12:50:28

Цитата
Вопрос, который звучит рефреном во всех моих комментариях: в чем ценность модели СПО для производителя???

Михаил, а зачем потребителю об этом вообще думать? Это мой рефрен smile:).

Михаил Романов
10.02.2011 13:18:10

Цитата
Михаил, а зачем потребителю об этом вообще думать?

Незачем, конечно. Однако производителю ПО думать об этом придется в любом случае.
Вы ведь сами, Сергей, все время говорите о неразвитости СПО-бизнеса. Но как может развиваться СПО-бизнес (точнее, бизнес зарабатывающий с помощью СПО), если нет нормальных механизмов зарабатывать самому первому звену в цепочке - производителю СПО.
Да, у интегратора или производителя железа возможность зарабатывать с помощью СПО есть. Вопрос - все производители ПО по свободным лицензиям должны в обязательном порядке стать интеграторами или производителями железа?

10.02.2011 12:34:02

Цитата
пока демпинговали возможности развиваться не было и качество услуг было из рук вон


Михаил, ну это даже не обсуждается smile:). Понятно, что следует говорить об одинаковом субъективно приемлемом качестве. Очевидно, что если горе-коммерсант начинает демпинговать не имея солидного резерва, то он плохо кончит.
Иначе мы начнем сравнивать несравнимое. Я буду говорить, что в теплой шапке меньше вероятности простыть, а Вы скажете, что это не так, поскольку Ваш знакомый ходил в теплой шапке и простыл, так как, кроме шапки, на нем ничего не было smile:).

Андрей
09.02.2011 23:38:46

Михаил, поймите, сначала это даже интересно наблюдать как сисадмины разворачивают с нуля КИС (корпоративную информационную систему) и пытаются понять что такое бизнес-процесс или маршрут прохождения документов. Но потом это уже начинает надоедать, особенно когда компания из-за неправильно заведенных маршрутов или бизнес-процессов начинает терять реальные денюжки. А особенно обидно что из-за таких горе-внедренцев теряется доверие к СПО. Легкодоступность СПО очень часто играет против него, к сожалению.

Михаил Романов
10.02.2011 13:11:42

Сергей, Андрей, давайте попробуем вернуться к исходной позиции (тем более что механизм комментариев на сайте к этому подталкивает smile:) ).

Итак, мы все так или иначе подтвердили, что для потребителя ценность СПО в дешевизне, возможности сэкономив на лицензиях передать эти деньги за выполнение неких услуг, направленных лично на него - потребителя.

Хорошо, но в такой схеме деньги получает только тот, кто оказывает услугу (ремонт/настройка компьютера, внедрение, ...) . А что получает тот, кто писал ПО?

Я вижу варианты:
1. Автор и интегратор (назовем так того, кто оказывает услугу) - одно лицо. Для специализированного и бизнес ПО - практически норма и сейчас (я не знаю, например, ни одной компании-производителя СЭД, которая бы не занималась внедрением своих продуктов в том или ином виде. Единственный вопрос в Alfresco - но при том объеме инвестиций, которые есть у них, можно позволить жить и так).
Но это далеко не любое ПО.
2. Интегратор (группа интеграторов) делится с (инвестирует в) производителем(я). Здесь же всяческие варианты ОЕМ-решений с поставщиками железа.
Возможный, но не очень надежный для производителя вариант. Зачем интегратору делиться с автором если можно взять и так ...ну кроме соображений - чтобы тот не помер и худо-бедно развивался. Но тогда проще купить на корню, стать единоличным владельцем и закрыть всё от конкурентов (кстати, скорее всего это будет даже дешевле, в конечном счете).
3. Автору и так ничего не нужно.

Есть еще варианты?

Андрей
11.02.2011 23:53:50

Михаил, давайте вернемся к истокам, так сказать. Позволю процитировать самого себя:

Цитата
Я попытался разобраться что же западные авторы подразумевают под оказынием консультационных услуг и техподдержки. Честно скажу, в русскоязычных источниках я четкого определения не нашел. Пришлось посмотреть, так сказать первоисточники. Хм... выяснилась интересная картина. Если вы разработчик, тут все понятно: пишем заказные модули и по возможности (при согласии заказчика, конечно) выкладываете их на всеобщее обозрение или, другой вариант, за определенную плату осуществляете поддержку - настройка, сопровождение и исправление ошибок.
НО!!! Есть еще одно направление - поставка решений (может не так выразился, но попытаюсь объяснить суть). И основные деньги, по мнению западных авторов, должны идти отсюда.

Это из моего первого поста.
Ситуация очень похожая на перевод термина "информационные технологии". У нас почему-то считают, что этот термин обозначает в-первую очередь компьютерную обработку информации. А на самом деле этот термин обзначает - технологии обработки информации. И сюда относятся любые приемы обработки информации, а не только компьютерные.
Возможно, я опять объяснил немного сумбурно.
Предприму еще одну попытку. СПО - свободное программное обеспечение. Где написано, что ПО бесплатное??? Свободное не есть бесплатное. Да, заказчик может получить код и делать с ним все что хочет (если лицензия позволяет). Но, ни кто не запрещает и исполнителю (то бишь разработчику) продать критически важные для заказчика модули за денежки. В чем для вас тут противоречие?

Михаил Романов
12.02.2011 15:59:53

Цитата
СПО - свободное программное обеспечение. Где написано, что ПО бесплатное??? Свободное не есть бесплатное

Собственно, я в одном из ранее опубликованных постов уже писал об этом, но вы могли не видеть, поэтому повторюсь.

Я утверждаю, что ни одна из декларируемых СПО свобод (если не ошибаюсь, изучения, модификации, распространения, использования) большинству заказчиков не нужны. Кроме случая, когда заказчик сам является разработчиком.
Зато благодаря этим "свободам" заказчик, единожды купивший (или иным путем получивший) код, волен теперь делать с этим кодом все, что заблагорассудится и это ставновится препятствием к получению разработчиком должного вознаграждения за труд.
Грубо говоря, работая под СПО-лицензией, разработчик может продать свой продукт ровно 1 раз. После этого, никто не мешает заказчику, купившему этот код начать перепродавать или вовсе раздавать этот код бесплатно.
С точки зрения заказной разовой работы это выглядит вполне нормально - меня пригласили написать код, я написал и теперь не предъявляю на созданный продукт никаких претензий.
С точки зрения продуктовой разработки - я, передав код заказчику, создал себе конкрента и лишил себя основного конкурентного преимущества (этого самого кода). Теперь на рынке появился еще один (а т.к. это СПО, то не 1, а бесконечное множество) распространитель того же самого продукта, который, может зарабатывать на продукте сам и отбирать хлеб у меня.

Т.е. все верно, никто не запрещает автору пытаться продавать свое творение. Но никто не запрещает потребителю взять это творение даром, если кто-то его уже выложил.

Так что автору остается:
1) либо первый раз продать продукт за сумму, которая покроет и все его издержки, и обеспечит дальнейшее развитие (например, выпуск новой версии). Но в этом случае он вчистую проиграет ценовую войну автору аналогично проприетарного продукта, который может продавать свой продукт сколько угодно раз/
2) либо надеяться на честность людей, которые все же будут покупать его продукт (ну или как-то дотировать разработку), несмотря на наличие бесплатного аналога (да-да той же программы, выложенной кем-то ранее).

Так что нет ничего удивительного, что почти все, выпущенное под лицензией СПО распространяется бесплатно.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии