НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Open Source:

Блог

Как нам обустроить НПП

Сергей Бессонов
19.05.2015 17:50:36

Национальная программная платформа (НПП) в том виде, в каком она реализована сейчас, не является платформой. Несмотря на название и, в общем-то, верные усилия по её созданию, как платформа она не используется и использоваться не может. Виной тому несколько причин.

Во-первых, НПП, как и нашумевший «Школьный Линукс», заморожен и не развивается. Разработки министерства рассчитаны на то, что они разработали, опробовали и начали внедрять. В реальности же мы имеем постоянный процесс внедрения и развития. Любое программное обеспечение устаревает уже к моменту релиза. Поэтому заниматься НПП может только организация, заинтересованная в постоянном развитии платформы. Иначе это будет мёртвый проект, каким бы хорошим он ни был.

Во-вторых, коммерческие компании, предлагающие похожие решения (т.е. дистрибутивы Linux), по определению заинтересованы в продажах и в реальности сложилась ситуация, что в госорганах используются просто доступные на коммерческом рынке сертифицированные дистрибутивы. Любых производителей. НПП, за которой не стоит никто, никакой конкуренции выиграть не может.

Поэтому (а также и по ряду других причин), создать НПП под силу только отечественному бизнесу на основании потребностей государства. А раз бизнесу, то необходима денежная стимуляция, бизнес работает ради прибыли, а не ради высоких идей. Из этого следует, что вопрос создания НПП сводится к одному вопросу: как монетизировать НПП. Если этот вопрос будет решён, то будет решена и судьба НПП.

Один из наилучших, на мой взгляд, путей решения этого вопроса — создание магазина приложений для госорганов. Для этого необходимо создать клиент магазина, сервис по предоставлению кода и платёжную систему. А также, разумеется, законодательную поддержку этой инициативы.

Клиент магазина должен представлять собой приложение для платформы НПП. Это приложение должно пакетироваться каждым разработчиком дистрибутива. Приложение при запуске должно проверять наличие всех компонентов, необходимых для работы приложений из магазина. Список этих компонентов должен быть закреплён как стандарт. Как он будет определяться — на основе вече разработчиков дистрибутивов и прикладных программ или директивным указом министерства — вопрос, требующий отдельного исследования. Скорее всего, необходимо дать вендорам шанс договориться, а если не смогут, решать сверху.

Разумеется, приложения могут попасть в магазин только при наличии и поддержке версии для НПП и выполнении критерия отечественного разработчика, а также после тестирования на работу в среде НПП, в которой присутствуют компоненты, оговорённые вышеупомянутым стандартом. Возможно также сделать установку каких-то компонентов опциональной, но тогда клиент должен уметь самостоятельно и автоматически доустанавливать их по требованию, а разработчики при помещении программы в магазин должны будут указывать необходимые программе компоненты в некотором сопроводительном манифесте.

Сервис магазина должен предоставлять собранные программы в бинарных пакетах для разных архитектур. В принципе, никто не мешает магазину поддерживать унаследованные системы на этапе переходного периода. Важно только то, чтобы у приложения обязательно был пакет для НПП и чтобы он был один для одной аппаратной архитектуры. Именно ради этого клиент должен проверять наличие программных компонентов в целевой ОС.

Это разом решит многие проблемы становления платформы. Во-первых, разработчики ПО будут иметь гарантии того, что их ПО запустится и будет работать в любом дистрибутиве, совместимом с НПП, и им не придётся думать о поддержке десятков дистрибутивов. Во-вторых, клиенты будут иметь гарантию того, что купленное ими ПО запустится и будет работать, а им не придётся адаптировать ПО под их конкретный дистрибутив или ждать майнтейнеров этого дистрибутива. В-третьих, появится возможность и даже, можно сказать, удобство перехода между платформами. Вы можете начать работать с магазином в любой унаследованной ОС, а затем перейти на любую НПП-совместимую ОС и сохранить при этом все закупленные приложения. Миграция между НПП-совместимыми ОС тем более перестанет быть проблемой.

К платёжной системе и поддержке законодательства отдельные требования, связанные с изменением процесса закупки по госорганами. К примеру, нужно сделать так, чтобы организация могла закупать ПО из каталога госмагазина приложений по упрощённой процедуре и с фиксированными ценами. Не нужно будет запрашивать котировки, поскольку магазин будет давать единые котировки на всю страну. Или же, если вспомнить недавнее предложение об обосновании закупок иностранного ПО. Можно просто вывести приложения из магазина из-под этого обоснования, что сразу повысит интерес к отечественным приложениям в магазине со стороны госорганов.

Есть, конечно, риски. Есть риск, что разработчик приложения может положить его в магазин по более высокой цене, необходима законодательная проработка этого вопроса. Есть риск, что разработчик плохо поддерживает версию для НПП, предпочитая версия для унаследованных систем. Хотя можно воспользоваться стандартным механизмом: он рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков. В любом случае, если разработчик не хочет лишиться государственных денег, то стимул вернуться в магазин у него будет предостаточный.

Из других полезных преимуществ для сисадминов и бухгалтеров: существенно упрощается инвентаризация приложений в организации, составление отчётов об используемом ПО. Исчезает проблема установки обновлений — клиент магазина НПП самостоятельно скачает более свежий пакет и установит его в день выхода обновления. Снимается головная боль в виде проверок лицензионности, достаточно показать договор с оператором магазина и всё закупленное там ПО. В отдельных случаях возможны массовые централизованные закупки спецсофта для, например, школ в рамках регионального министерства образования, что избавляет разработчиков и пользователей в школах от многочисленных конкурсов, а учителям даёт возможность выбирать в магазине из большого количества уже оплаченного софта для их конкретного компьютера — без каких-либо проблем с лицензионностью и волокитой с бухгалтерией, мгновенно. С отправкой статистики о том, какие учебные курсы реально используются в школах. Возможно создание триального периода для платных программ, позволяющего организации попробовать ту или иную программу до её покупки.

Можно (и нужно) также сделать вариант клиента магазина, в котором сисадмин организации управляет удалённой установкой того или иного ПО на пользовательских компьютерах. Также в такой системе появляется возможность снижать трафик на обновлениях за счёт скачивания обновления на админскую машину с дальнейшей раздачей по сети. Сисадмин сможет обновлять парк компьютеров, не заботясь о переустановке ПО, после обновления ПО будет установлено автоматически, как только компьютер подключится к своей учётной записи на админской машине.

Сисадмин сможет выкинуть горы коробок, дисков, инструкций по установке и настройке и просто расставлять галочки напротив клиентских компьютеров. А пользователи на клиентских машинах смогут по желанию устанавливать бесплатное или заранее оплаченное ПО, просто выбрав его через тот же клиент и не беспокоя админа по пустякам. «…и тогда каждый сисадмин к госучреждениях скажет «я за коммунию!» © (почти В.И.Ленин).

Комментариев: 3

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

20.05.2015 10:07:30

А разве НПП существует вообще? Мне кажется, что этот "призрак" испарился еще неколько лет назад.

20.05.2015 11:18:05

http://www.tp-npp.ru/

Там даже отчёты о деятельности есть и список из 100 фирм, входящих в ТП. Судя по отчёту, там пока занимаются наполнением и выигрыванием ФЦП.

20.05.2015 14:54:33

Сергей Голубев должно убеждал, что НПП и ТП НПП - это две разные вещи.

Возможно, я не очень в курсе, но, кажется, ТП НПП существует только на их сайте. Ее какой-то значимой деятельности я давно (с самого начала) не вижу.

Мне кажется, что лучше просто обсуждать вопросы СПО в России без привлечения сеансов спиритизма

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии