Если рассматривать в качестве объекта Министерство Обороны РФ и армию РФ, то тут всё просто. Модель угроз сводится к тысячи и одной угрозе эффективного выполнения задач армией, а тут, соответственно, зарубежное ПО несёт эти самые угрозы в большом объёме. Свободное ПО, будучи даже написанным за рубежом, проще проверить, и, следовательно, ниже степень опасности. Хотя опасность исключать нельзя нигде и никогда, даже если МО РФ напишет всё своё ПО самостоятельно на ни с чем не совместимой платформе. И выключит компьютеры.
С МО РФ всё просто именно потому, что угрозы здесь явно обозначены и меры противодействия уже явно произведены. Разработана МСВС, выработаны соответствующие требования к поставщикам ПО и оборудования, заведены внутренние регламенты. Всё просто, всё понятно, чётко и по-военному.
А какие задачи есть у Министерства? У конечного пользователя? У предпринимателя? У государственных предприятий?
Мне кажется, у всех этих категорий пользователей совершенно разные задачи, финансовые и репутационные риски, финансовые возможности и условия работы. Поэтому если, например, репутационные риски для крупной компании, перешедшей на неопробованное отечественное ПО с отлаженного процесса, выше, чем требования государства или финансовые потери, то никто никуда не идёт.
Я могу, конечно, построить догадки, что именно нужно министерству от импортозамещения, но давайте для начала спрошу у читателей: каковы, как вы считаете, цели импортозамещения?
Что касается младших братьев. Мобильные чипы вроде бы не будут замещать. Если будут - я просто удивлюсь. Есть Qualcomm, MediaTek... Есть налаженная схема рынка: ARM делает архитектуру и графику, затем лицензирует ее производителям чипов. Те (за исключением Samsung и Intel, у которых есть свои заводы) передают выпуск разработанных на базе ARM-архитектуры ими же чипы на производство TSMC, UMC. Это всех устраивает. То есть России не нужно строить заводы для производства чипов, просто действовать по схеме. Но даже в ее рамках, если мы говорим о мобильных чипах, что-то конкурентоспособное будет создать очень непросто (доказано Inte). Собственно, это же касается и прикладных программ.
1) Это PR-кампания, направленная на отвлечение внимания общества от серьезных реально существующих проблем в экономике, и не только экономики
2) Борьба (со стороны госкоманий и близких к ним компаний) за увеличение бюджетного финансирования в условиях падающей экономики.
Никакого отношения к улучшению экономической ситуации и к повышению безопасности страны, эта кампания не имеет отношения.
Единственно, что надо уточнить - цели ИЗ в сфере ИТ отличаются от других областей, ну скажем от продовольственной сферы.
С точки зрения продовольствия, ИЗ касается непосредственного т.с. "конечного пользователя" продукта в виде физического или частного лица. С точки зрения ИТ, ИЗ вообще фиолетово для обычного, не корпоративного пользователя, до того момента, пока за бугром окончательно не применят санкции в виде запрета на использование технологий за бугром и тогда масса народу уныло и вынуждено поползёт в каменный век российской ИТ-действительности. Придётся пересаживаться с Мерсов и Бумеров на Ладу-Приору, отказываться от удобных и привычных сервисов.
ИЗ с точки зрения ИТ касается в первую очередь именно государственной сферы в вопросе безопасности. Все остальные - физические лица и предприниматели - выбирают сами. Это личное дело, как дальше жить.