НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Open Source:

Блог

О взаимодействии в среде СПО- и не-СПО-разработчиков

Сергей Бессонов
11.11.2015 18:36:53

Интересный феномен вспомнился мне в обсуждении KDE5 в ALT Linux, а именно — различие между способами коммуникации в мире СПО- и в не-СПО-разработчиков.

Дело в том, что для продвинутого, а тем более профессионального линуксоида вопрос «почему разработчики делают что-то» — вообще не стоит, по той простой причине, что он всегда может просто пойти и узнать. Списки рассылки открыты, wiki открыты, даже код открыт, а в коде комментарии, в особо непонятных случаях можно даже найти, чей был коммит, какой был комментарий к коммиту, кто автор и кому, так сказать, отрывать руки. Лично.

В то время как в не СПО вы в общем случае можете никогда не узнаеть фамилию того индуса, который писал вам неудобный или нерабочий код. Это обстоятельство, кстати, здорово способствует популярности мнения о тотальном оутсорсе всего программирования низкоквалифицированным разработчикам. В ППО общаться вы будете с менеджментом, продавцами, обслуживающими инженерами, даже, может быть, тренером по продукту, но никак не с разработчиком напрямую, хотя бывают, конечно, и исключения.

В результате такого общения связываться напрямую с разработчиком у пользователей ППО желание есть не всегда. А касается отечественных пользователей, то здесь ситуация ещё хуже — целые поколения, взращенные на горбушкинских продуктах, любых контактов с фирмой-производителем по понятным причинам всячески старались избегать.

В результате разработчики и пользователи стали по-разному общаться. Разработчики предпочитают баг-трекеры и списки рассылки. Потому что в баг-трекере можно делать какую-никакую выгрузку и статистику, а список рассылки не подразумевает отрыв от рабочего процесса и позволяет погрузиться в комментирование в удобное для себя время. В то время как пользователи предпочитают форумы и Q&A сессии. Потому что на форуме можно быстро настрочить свой вопрос в какой-то теме, что тяжело и неочевидно делать в списке рассылки, кроме того, форум можно завести отдельно от представителей фирмы-разработчика, присутствие маркетологов которой будет только мешать. За примерами ходить далеко не надо — существует множество технических форумов, на которых обсуждают всё те же продукты Microsoft или Adobe или 1C, вполне себе параллельно с официальными форумами или там MSDN. А вот параллельные списки рассылки — это странно, списки рассылки ценны именно присутствием разработчиков. Тем более баг-трекеры.

Вспоминаю историю, когда на конференции SambaXP разработчики из Microsoft общались с разработчиками Samba. Разработчики Microsoft честно открыли форум и стали ждать разработчиков Samba. Которые, в свою очередь, дружелюбно распахнули свои списки рассылки…

Морали не будет smile:-)

Комментариев: 26

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

12.11.2015 10:24:55

Цитата
Морали не будет


А она есть smile:).

Разработчики считают, что пользователи пытаются общаться с ними. Но это не так — пользователи общаются между собой. Примерно так:
— В Альте тачпад заработал?
— Не-а.
— Ну и ладно, останусь на Ubuntu.

И ещё один нюанс. Я часто вижу на разных форумов посты типа «напишите нам на багтрекер», но ни разу не видел на багтрекере сообщения «как почините, напишите нам на форум».

В-общем, горбушка совершенно ни при чём. Общение происходит по примерно такой схеме.

Разработчик: Это Linux, мы ничего не должны пользователю. Если он хочет, чтобы мы исправили ошибку, пусть пишет нам на багтрекер, а мы посмотрим и может быть исправим.
Пользователь: Это Linux, у нас есть выбор. Если разработчик хочет, чтобы мы использовали его продукт, то… В-общем, пусть находит и исправляет ошибки, а где и как — это вообще нас не касается.

А в России, где основные разработчики — по сути сборщики дистрибутивов, это особенно актуально. Писать им о недостатках широкоформатного вида Thunderbird бессмысленно, поскольку это они всё равно не исправят. Писать о недостатках их сборки? А зачем, если на свете есть много других сборок без этого недостатка?

Вот в последнее время РОСА ведёт себя странно. Пользователи интересуются. Их волнует судьба этой компании? Нисколько — они хотят знать, пора уже переходить на Kubuntu или пока ещё нет. Пользователь циничен и эгоистичен smile:).

12.11.2015 20:50:53

Да, и в результате в ALT Linux под давлением общественности таки открыли форум для пользователей. И что характерно, от недостатка пользователей там не страдают.

12.11.2015 20:56:10

А что касается «напишите нам на баг-трекер», то разработчики в массе своей почему-то считают, что пользователь заинтересован в использовании их продукта и в получении обновления.

А это, внезапно, далеко не всегда так.

— У меня в Альте тачпад не работает!!
— А вы введите такую строчку в такой файл
— А зачем я буду вводить какие-то строчки!
— А зачем вы поставили Альт? О_о

12.11.2015 21:05:11

Ну да. Поскольку ответ на последний вопрос очевиден — чтобы посмотреть. А совет, кстати, самый плохой. Поскольку когда пользователь видит, что проблема решается просто и разработчик про это знает, но почему-то её не решает, он начинает бояться такого продукта. Правильный с точки зрения пользователя ответ — проблема исправлена в очередном обновлении.

И уж совсем глупо апеллировать к бесплатности. Пользователь про это вообще никогда не думает. Если бизнес раздаёт даром, то ему это выгодно. А почему выгодно, так это проблемы бизнеса.

13.11.2015 15:40:37

Я извиняюсь, если немного не в тему.
У меня давно складывается впечатление, какой-то виртуальности обсуждаемых вопросов, касающихся пользователей СПО. По моему, среднестатистическому пользователю, компьютер нужен для житейских нужд, ну там общение, новости, развлечения, иногда для какой-то работы. Может еще что упустил, но не важно. Достаточно один раз подобрать удобную систему и все. Дальше просто пользоватся. Я вот поставил себе Роса R3 и не собираюсь ее обновлять, зачем если меня все устраивает? И не волнует меня судьба компании Роса. Не устраивает СПО, поставь ППО, благо выбор в сети большой и платить ни за что не надо. Среднестатистический пользователь, именно такой как домохозяйка, школьник, студент, учитель, писатель и т.п. Зачем им выявлять какие-то баги, с кем то из разработчиков общаться, самому что-то править и настраивать? Я понимаю, есть фанаты, но речь сейчас не о них. Нормальный человек просто живет, у него хватает обычных жизненных интересов, зачем ему еще компьютерные проблемы. Если уж на то пошло, так пригласить специалиста, заплатить и забыть.

13.11.2015 16:02:20

Я бизнесмен-практик, я зарабатываю на СПО. Поэтому вопросы жизнедеятельности компаний, взаимодействия с сообществом, с пользователями для меня не виртуальны.

Если же вы сами по себе — вопросов нет.

13.11.2015 16:11:43

Понятно. Деньги.
А кто другие пользователи, которые не сами по себе? У них какой мотив во всем этом копаться?

13.11.2015 16:33:47

Как правило, энтузиасты.

Знаете, есть вегетарианцы, про которых вы можете и не узнать, что они вегетарианцы. Не любят мясо и всё. А есть такие, про которых вы знаете, что они вегетарианцы, даже если вы с ними знакомы три минуты. Для них вегетарианство — стиль жизни.

Вот с линуксоидами всё то же самое smile:-)

13.11.2015 16:48:09

Отношение к инструменту «лишь бы абы как работало» заканчивается, как только человеку этот инструмент становится реально нужным. Не вообще, а для его личных целей. Тогда столяр начинает сам точить свои стамески, физик осваивать программирование, а журналист изучать опции редактора.

13.11.2015 16:55:24

Только столяр не рассказывает всем подряд, как круто быть столяром. В этом разница между столяром и вегетарианцем.

13.11.2015 17:07:58

Но в своём столярном кругу наверняка активно обсуждает, какие стамески лучше покупать, делится методами их заточки и т. д.

13.11.2015 17:09:44

Если честно, не дошло. Не могу понять, как это:
"как только человеку этот инструмент становится реально нужным"

Если вам нужно специфическое приложение, берете и ставите. Здесь все понятно. Это обычная пользовательская функция, которая решается нажатием нескольких кнопок.
Если же начнете переделывать приложение на свой вкус, тогда вы - программист, а не пользователь.

В современном ПО «лишь бы абы как работало» осталось немного. Зачем пользователю выбирать такое?

13.11.2015 17:27:26

Самый простой пример из ВУЗ’овской программы. Все учили электронные приборы. Зачем? А затем, что проводите Вы, допустим, какой-то эксперимент — с кучи термодатчиков показания снимаются на осциллограф. Если Вы не знаете, как устроен осциллограф, то как Вы поймёте, что именно измеряется?

С программированием равно то же самое. Провели эксперимент, начали обсчитывать… А что и как обсчитывается? Как это понять, если не знаешь, как работает программа и что именно она считает?

13.11.2015 18:15:57

"Если Вы не знаете, как устроен осциллограф"

Вы наверное хотели сказать "как работает осцилограф". Как он устроен знать не обязательно. Достаточно разобраться с переключением управления разверткой. А применительно к ИТ, что-то обчитавать это уже трудовая деятельность и осуществляется на предприятии, организации. Если конечно вы сам не являетесь владельцем такого бизнеса, или его обслуживающим. В последнем случае это обслуживающий специалист, а не пользователь. У меня складывается впечатление, что квалифицированный пользователь СПО - уже специалист, только не ясно какого направления. Программирование или системное админисирирование?

13.11.2015 18:29:57

Нет, именно как устроен. Причём, не только осциллограф, а вся измерительная цепочка. Иначе не понять, что именно измеряется.
Я самолично на дипломе на пару нобелевок наизмерял, пока не разобрался что к чему smile:).

13.11.2015 18:51:42


Круто. У меня с давних времен есть осциллограф радиолюбителя ОМЛ -2М. Когда-то он пострадал от грозы и мне пришлось поменять ему ЭЛТ, причем поставить не родную, а также кучу радиоэлементов, естественно и схему пришлось досконально изучит, но такого...

И все же, из вопроса выше, как на ваш взгляд - программирование или системное администрирование?

13.11.2015 20:23:06

На мой старорежимный взгляд — просто пользователь. Человек, сдавший зачёты и допущенный для работы на компьютере. Немного администрирования, немного программирования.

В старые добрые времена я был допущен до терминала, когда сотрудник обслуживающего машину отдела убедился, что я прослушал курс программирования в институте (кроме шуток, смотрел вкладыш к диплому) и принял у меня зачёт по умению работать в UNIX. Для подготовки к зачёту мне была выдана распечатка с документацией и я изучал её три дня. Изучал очень интенсивно, поскольку моя работа нужна была мне, а не ему.

13.11.2015 21:09:35

"Немного администрирования, немного программирования"

Печально. Приходит такой пользователь устраиваться на работу в ИТ сферу, а ему и предложить нечего, кроме должности "еникейщика". Спрашивается, зачем столько сил потрачено? И, что должно быть обидно - сам то он уверен, что знает и умеет не меньше иного виндового админа, но только в СПО.

13.11.2015 17:48:19

Цитата
Если вам нужно специфическое приложение, берете и ставите.


Никому не нужно специфическое приложение. Это уловки маркетинга и рекламы — доказать вам, что вам нужно какое-то специфическое приложение, желательно подороже. Это как выбирать рубанки по обзорам в интернете — на первый раз так и получится, но уже через полгода вы будете знать про рубанки всё и выберете то, что действительно нужно вам.

То же самое с ПО. Нет никаких специфических приложений, есть специфические задачи. И от квалификации пользователя зависит эффективность их решения.

13.11.2015 18:20:59

Точно.
Вот есть бухгалтер и есть программа 1С-Бухгалтерия, установленная на СПО Линукс.
С квалификацией бухгалтера и возможностями программы все понятно. Но при чем тогда СПО?

13.11.2015 17:27:06

Выходит, эти "вегетерианцы" от рождения имеют такой талант и им, кроме интереса к СПО надо еще где-то работать, т.е. зарабатывать деньги. И хорошо, что бы работа это, была с СПО. Но работы с СПО мало, точно на всех "вегатерианцев" судя по их форумам, не хватит. Тогда получается, что талант к занятию ИТ есть, а реализовать его нельзя? Может быть, талант надо реализовывать там где есть ему применение? На сайтах рекрутинговых агенств много хорошо оплачиваемых вакансий, но как правило, не СПО.

14.11.2015 03:58:51

Цитата
Выходит, эти "вегетерианцы" от рождения имеют такой талант и им, кроме интереса к СПО надо еще где-то работать, т.е. зарабатывать деньги.


Как правило, да. Среди «вегетарианцев» не так много тех, кто на самом деле зарабатывает СПО. Кто зарабатывает, тому нет смысла кричать на углах.

Цитата
Может быть, талант надо реализовывать там где есть ему применение?


Я тоже люблю давать советы всему человечеству, жаль, человечество их не слышит smile:-)

14.11.2015 13:57:58

Меньше всего мне хотелось бы давать советы. Вот совместно подумать над тем, как использовать талант и жизненную энергию условных "вегетарианцев" был бы не прочь. Что надо сделать, чтобы квалифицированные пользователи Линукс, не замыкались в своем сообществе, а приносили пользу российской экономике. Я уверен, многие из них с надеждой ждут исполнения решений правительства о переводе гос структур на СПО. Здесь понятно, "Кто был никем тот станет всем(с)". Только, кажется, напрасно ждут. Этот переход, если он случится, будет долгим, можно и не дождаться. Если пытаться думать в этом направлении, то наверное единственно правильной будет ситуация, когда бизнес-структуры(не гос. органы) будут заинтересованы в таких специалистах. А для этого необходимо две вещи - автоматизация бизнес процессов в связке с ОС Линукс. И эта модель должна быть бизнесу более интересной, той, что они имеют сейчас.

14.11.2015 14:29:19

Цитата
Меньше всего мне хотелось бы давать советы.


Тем не менее, процитированный фрагмент — это совет.

Цитата
Только, кажется, напрасно ждут. Этот переход, если он случится, будет долгим, можно и не дождаться


Всё гораздо прозаичнее — этот переход, даже если он будет совершён мгновенно, в любом случае пройдёт без них — его будут осуществлять люди, умеющие работать, а не говорить.

14.11.2015 18:03:40

Да вы что! Неужели у нас еще остались такие в ТАКОМ количестве. В любом, даже небольшом городе, для осуществлении этой задачи необходимо, как минимум, несколько человек. Теперь умножайте на кол-во населенных пунктов. Даже если будут приезжать из областных центров, то поддержка потребуется постоянная. Одного админа на город будет мало. Переучивать существующих специалистов пока не собираются, да и не быстрое это дело, наверное по себе знаете.
Переходить, если будут, то поэтапно и по областям и растянется переход на годы.

15.11.2015 05:32:42

Цитата
Да вы что! Неужели у нас еще остались такие в ТАКОМ количестве.


Продукты в магазинах ещё не кончились, отопление в батареях ещё пока есть, вода, электричество подаётся, какие-то товары есть даже на товарном рынке.

Слухи о смерти рабочего класса в России сильно преувеличены, да smile:-)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии