НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Open Source:

Блог

Главная проблема

Сергей Голубев
16.03.2011 10:44:26

Завершен опрос, посвященный первоочередной проблеме, которую следует решить бизнесу, продвигающему свободные решения. Можно подводить итоги.
Почти 59% читателей считают, что в первую очередь необходимо создать качественный и нужный потребителю продукт. Это результат вполне предсказуем и удивляться тут особо нечему. Впрочем, тут явно не хватает конкретики. Наверное, стоит в ближайшем будущем устроить другой опрос - каких именно продуктов не хватает и почему.
Мне, например, всего хватает. И серьезных претензий к качеству свободных продуктов я не имею.
Вторая по важности проблема - популяризация открытых решений. Так считает почти 29% опрошенных. Опять же, ничего удивительного. Тут, действительно, имеет место серьезная недоработка.
Причем, не количественная - сайтов по Linux в сети очень много. Хотелось бы понять, чего именно не хватает.
А вот результат по третьему вопросу заставил меня удивиться. Более 12% читателей уверены, что бизнесу, продвигающему и разрабатывающему открытые решения, необходимо финансирование со стороны государства. Пытаюсь придумать хотя бы один аргумент в пользу этой доктрины и не получается.

Комментариев: 18

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

17.03.2011 07:36:32

Хотелось бы все же вернуться к вопросу, который я задал в недавнем посте по теме СПО - что представяет собой росссийский СПО-бизнес?

Можно трансформировать его в такой вопрос: а какие собственно "свободные решения" продвигает этот бизнес и в чем заключается это продвижение?
Второй вопрос: в каком объеме (хотя бы ориентировочно)?

Например, применительно к корпоративного рынку.

17.03.2011 08:49:35

Цитата
а какие собственно "свободные решения" продвигает этот бизнес и в чем заключается это продвижение?


Ну хотя бы вот - http://www.pingwinsoft.ru/projects. Или вот - http://www.mandriva.ru/novosti/kej_vnedryaet_mandriva/

17.03.2011 11:02:57

У меня (и мне кажется, у рынка) другое представление о понятии "решение". Решение -- продаваемый продукт. Скорее всего, специализированное. Например, 1С:УПП - это ERP-решение.

В данном случае о создании никаких СПО-продуктов тут речи нет. Если примеры реализации заказчных внедренческийх проектов. Не более того.

Хорошо. Давайте измерим рынок по числу реализуемых проектов. Я думаю, что СПО в общем объеме занимает даже не единицы процентов, а доли...

Все это мелковато... На уровне конкретной компании - да, неплохо. На уровне отрасли - мало очень.

17.03.2011 11:45:46

Цитата
Я думаю, что СПО в общем объеме занимает даже не единицы процентов, а доли...

Не знаю. Учет СПО - это очень непросто и пока задача не решена. В том числе и потому, что пока нет понимания ее важности и нужности. Иными словами - никому это особо не интересно.
Мы вообще много чего не знаем. Я, например, не знаю, сколько автомобилей синего цвета проезжает мимо моего дома. И как-то живу без этого знания smile:).
Другое дело - конкретные проекты. Например, было бы интересно узнать, сколько школ использует ПСПО, в разработку которого вложены бюджетные деньги. Но не ради "просто узнать", а чтобы сделать выводы о эффективности расходования бюджетных средств.
То есть, любое подобное исследование должно иметь какой-то практический смысл. А смысла в измерении рынка я пока не вижу. Что это даст и кому?

Алексей Васюков
19.03.2011 17:51:47

> У меня (и мне кажется, у рынка) другое представление о понятии "решение". Решение -- продаваемый продукт. Скорее всего, специализированное. Например, 1С:УПП - это ERP-решение.
>В данном случае о создании никаких СПО-продуктов тут речи нет. Если примеры реализации заказчных внедренческийх проектов. Не более того.

Андрей, позволю себе не согласиться. 1С:УПП - это все же не готовое решение. Это продукт-платформа, на которой строятся конкретные специализированные решения - тиражируемые (например, для вертикальных рынков) или уникальные (под конкретного заказчика).

В случае СПО-рынка изобретать велосипед и разрабатывать свои продукты-платформы особого смысла нет - они уже существуют. А вот строить на них решения и предлагать их - это интересно.

Справедливости ради - типовых тиражируемых решений на базе СПО на российском рынке действительно пока что мало. Но это вопрос набора опыта внедрений. Постепенно из уникальных проектов вырастут типовые конфигурации. Лично для меня определенный тренд - появление предложений в духе http://www.itd-systems.ru/technologies/alfresco Показательно, что речь идет не о "Alfresco", а о "решениях, которые наиболее часто реализуют на базе Alfresco".

Хотелось бы, конечно, увидеть более яркие специализированные предложения. Но, повторюсь, на мой взгляд это вопрос постепенного вызревания рынка и перехода от уникальных историй к тиражируемым.

20.03.2011 00:36:33

Боюсь, вы тут путаете продукт "1С:Управление производственным предприятием" (УПП) и платформу "1С:Предприятие".

> В случае СПО-рынка изобретать велосипед и разрабатывать свои продукты-платформы особого смысла нет - они уже существуют. А вот строить на них решения и предлагать их - это интересно.

Признаться, я вышу логику понять не могу. А зачем понадобилаось фирме "1С" разрабытывать платформу, а потом массу продуктов на ее основе?

И позвольте спросить - какие ERP-платформы есть на базе СПО, и какие решения есть на базе этих неизвестных платформ.

Alfresco - это ECM-система. Какова доля российских ECM-проектов, реализуется на Альфреско? Думаю, что с точность до 3 значащих цифр она равна нулю.

Но логика ваших

Алексей Васюков
20.03.2011 15:51:22

Так как в комментариях ниже уже успела развернуться дискуссия, не буду ее дублировать. ) Добавлю только несколько комментариев на темы, которые еще не прозвучали.

Насчет зачем 1С делал свою платформу. Просто потому что такой платформы не было, и у 1С была возможность стать поставщиком платформы, что 1С и сделала. Делать новые платформы "с нуля" сегодня смысла мало - они уже существуют.

Насчет открытых ERP. Они формально есть, я их даже знаю, но лично мне они не нравятся. Так что конкретно рынок ERP - возможно последний, где еще есть место именно для СПО-платформы.

Насчет Alfresco и ECM. Ниже в комментариях уже прозвучало мнение, что ECM в России практически нет, а Alfresco используется больше как портал. Я почти согласен, но именно что почти. За крайний год с удивлением увидел около десятка проектов именно ECM-духа на базе Alfresco. Но в целом да, порталов и архивов на Alfresco заметно больше, чем ECM-систем.

21.03.2011 09:16:45

> Так что конкретно рынок ERP - возможно последний, где еще есть место именно для СПО-платформы.

А какие места в сфере бизнес-приложений еще заняты СПО? Обратите внимание на данную дискуссию: ничего кроме Alfresco не было названо.

> ECM в России практически нет, а Alfresco используется больше как портал.
Очень загадочная фраза - "проекты ECM-духа".
Еще было бы очень интересно узнать, что вы понимаете под ECM.
Поскольку ECM - это сугубо зонтичный термин, в который входят и архивы и порталы...

Алексей Васюков
22.03.2011 18:12:30

> А какие места в сфере бизнес-приложений еще заняты СПО? Обратите внимание на данную дискуссию: ничего кроме Alfresco не было названо.

Если в терминах приложений: BI - Pentaho, CRM - Sugar / Tiger, порталы - JBoss Portal / eXo / Liferay, Collaboration - много вариантов, СОА - JBoss ESB, документы / архив - Alfresco, итд.

> Еще было бы очень интересно узнать, что вы понимаете под ECM.
Поскольку ECM - это сугубо зонтичный термин, в который входят и архивы и порталы...

Если полностью - определение AIIM образца 2008г или позднее. Если применительно к технике и сути упомянутых проектов - такую архитектуру системы, когда непосредственно низкоуровневое управления данными отделено от логики их обработки.

Характерный пример - есть организация с не самой простой структурой. Даже вне зависимости от сути ее бизнеса есть общие вопросы жизнедеятельности, которые более-менее покрываются СЭД, BPM, CRM, отчетностью и аналитикой по этому всему, плюс сайт, плюс бухгалтерия, плюс управление проектами, плюс бухгалтерия и т.д... Если все эти системы отдельные и копия данных в каждой своя - это ад. Задача - одно хранилище, единое управление данными и много "движков обработки". Задача тяжелая и не самая быстрая, но как показал опыт - решаемая.

23.03.2011 09:06:07

"Проблема не в деньгах, а в их количестве" (с)
То, что СПО-продукты есть - это понятно. Вопрос - насколько значимо их присутствие на рынке. Пока все это похоже на "уровень информационного шума". Типа "широко известно в узких кругах".

То же самое с ECM. Вы приводите общетеоретические слова. Причем не очень понятно - из нашей или из зарубежной жизни. Я занимаюсь темой ECM уже много-много лет. Делаю обзоры, хожу на мероприятия, общаюсь с экспертами, читаю публикации... Ну, не видно Alfкуыco на рынке...Не видно!

20.03.2011 05:00:27

>> Андрей, позволю себе не согласиться. 1С:УПП - это все же не готовое решение. Это продукт-платформа, на которой строятся конкретные специализированные решения - тиражируемые (например, для вертикальных рынков) или уникальные (под конкретного заказчика).

> Боюсь, вы тут путаете продукт "1С:Управление производственным предприятием" (УПП) и платформу "1С:Предприятие".

Не секрет, что именно УПП часто покупается как основа для самостройной ERP, вне зависимости от его позионирования 1С-ом.

20.03.2011 07:57:39

Наверное, у нас разные представления о решениях и платформах.

Хочу только уточнить, что бизнес-решение - это не коробочный продукт, которые устанавливается и настраивается также просто как MS Office.

20.03.2011 05:30:23

> А зачем понадобилаось фирме "1С" разрабытывать платформу, а потом массу продуктов на ее основе?

Возможно потому, что для 1С, как и для других поставщиков коробочных решений важна Собственная подконтрольная Платформа с больщой буквы. Для интеграторов и консалтеров и самостоятельных внедрений это менее принципиально, а вот наличие уже готовой основы (открытость-закрытость другой вопрос) плюс.

20.03.2011 05:48:24

> Alfresco - это ECM-система. Какова доля российских ECM-проектов, реализуется на Альфреско?

На Alfresco все же чаще реализуют корпоративный портал.
Я не уверен, что в россии вобще есть какое-либо нештучное количество ECM-проектов. Управление, документами и контентом, порталы есть, а ECM это скорее из речеого запаса продающей сторны и пресс-релизов, чем из реализуемых пректов.

Контрольный замер долей все же предлагает детализацию рынка и методику подсчета. Без них можно говорить лишь о том что Alfresco присутсвует на рынке наряду с другими решениями. На нем кстати реализован один из крупных государтсвеных проектов, какой к сожалению не помню, не моя тематика.

20.03.2011 06:02:05

> Думаю, что с точность до 3 значащих цифр она равна нулю.

А от каких абсолютных цифр и в каких ед. изм. (рубли, количество решений, внедрений, пользователей) вы берете количество значащих цифр?

20.03.2011 07:55:50

В любых smile:-)

Вы понимаете, что, конечно же, про три значащие цифры - это некоторая гиперборла. А вот две - это уже более серьезно.

Есть разные признаки, по которым можно судить о присутствии продукта на рынке. Аlfresco пока присутствует на нашем рынке на уровене "шумов".

20.03.2011 09:57:44

> Наверное, у нас разные представления о решениях и платформах.

> Хочу только уточнить, что бизнес-решение - это не коробочный продукт, которые которые устанавливается и настраивается также просто как MS Office.

Наверное в корне разное.

Бизнес-решение решающие проблемы конкретного бизнеса, в силу своей заточенности под специфику, требуют миниум настроек, а установка часто сводится к развертыванию архивов. Коробочный продукт в большинстве случае стремясь объять максильный широкий круг пользователей становится сложнее в настройке и установке, как это ни странно, или теряет заточенность под конкретные задачи и соответсвенно ценность для бизнеса.

23.03.2011 09:09:58

Что разывать решением, продуктом и платформой - это тоже важно, но все же вторично. Вы называете УПП платформой, я назаваю его решением... Но суть от этого не меняет -- на ERP-рынке сколь-нибудь заметного (если не пользоваться микроскопом) присутствия СПО...

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии