НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Open Source:

Блог

Избавляет ли импортозамещение от вендорозависимости?

Тезис о том, что одна из задач импортозамещения заключается в избавлении от зависимости от зарубежных проприетарных вендоров звучит регулярно в качестве одного из важных доводов в пользу этой нашей государственной стратегии. Правильность тезиса воспринимается обычно априори очевидной, но если приглядеться к теме внимательнее, возникает довольно много вопросов.
[spoiler]
К размышлениям на эту тему меня подвигло высказывание одного из участников панельной дискуссии на недавней конференции "Фестиваль ИТ-импортозамещения" (см. "Достижения и трудности ИТ-импортозамещени"). Директор по развитию РУССОФТ Ярослав Ромашко сказал, что среди ряда других сомнений отношении импортозамещения, заказчики (ассоциация проводила некий опрос по теме) высказывали опасения в отношении "зависимости от отечественных поставщиков".

Это вызвало некоторое недоумение у некоторых участников собрания, а кто-то даже воспринял это как шутку. Хотя на самом деле, вопрос представляется очень даже серьезным. И более того, буквально через несколько минут серьезность этой темы подтвердил в своем рассказе об ИТ-автоматизации своего региона представитель Владимирской области Павел Шуба.

Говоря о реальных рисках "импортозависимости", сейчас обычно вполне очевидный пример западных санкций. Типа того, что "если бы Microsoft была бы реально независимой компанией, то это было бы одно дело. Но ведь она – подневольна! Она должна подчиняться законам США! Вот правительство США решило запретить поставки ИТ в Россию, и она вынуждена – хочет или не хочет – подчиняться".

Да, это так, но дело в том, что кроме рисков со стороны американского законодательства, есть еще и риски со стороны наших, отечественных законодателей! И какие риски более значительны – это еще трудно сказать. Например, запреты на американские поставки касаются лишь нескольких десятков организаций страны, а введенные запреты на импортное (любое, не только американское) – на огромную массу государственных заказчиков.

Но вернемся к примеру Владимирской области.
Еще в 2010 году это регион начал движение в сторону использования СПО, которое стало для Администрации почти обязательным после утверждения в том же году известного Плана по переходу на СПО федеральных органов власти. Тогда в качестве базовой ОС была выбрана CentOS, созданная на базе Rad Hat Linux.

Но в 2015 году было законодательно утверждена стратегия ИТ-импортозамещения, в которую CentOS не вписывалась. ИТ-автоматизаторы области начали искать ей российскую замену и их выбор пал на ГосЛинукс. Само наличие пояснения "гос" в названии и тем более авторитет правообладателя (Федеральная служба судебных приставов)  вселяло уверенность в том, что с национальной принадлежностью у этого выбора не будет.

Но оказалось, что проблемы есть. Оказалось, что переход с одного Linuх на другой – это уже само по себе не очень просто. Но еще более неприятным стало то, что заявка ГосЛинукс на вступление в Реестр отечественного ПО была прошлой осенью отклонена – оказалось, что в ней используются какие критические важные зарубежные компоненты.

Но на этом проблемы не заканчиваются, возникают еще проблемы с "зависимостью".
Как я понял из сообщения Павла Шуба, для широкого перехода на ГосЛинукс заказчику требуется какая-то доработка ОС. Причем – обратите внимание – хотя ОС эта, вроде бы открытая, но заказчик совсем не стремится дорабатывать ее собственными силами. Он обращается за этим к разработчику. Но разработчик как-то не очень реагирует на эти просьбы.

И я очень хорошо понимаю разработчика. Ведь ФССП – это не бизнес-компания. Зачем ей нужно заниматься доработкой своей ОС для кого-то? Тем более, что я не уверен, что Федеральная служба может вести коммерческую деятельность, оказывая кому-то подобные услуги за деньги…

Вот и получается такая довольно странная зависимость от российского правообладателя.

Но и с коммерческими российскими ИТ-поставщиками отношения порой получаются не очень долговечными.

Так на той же конференции прозвучал другой пример – с браузером "Спутник" от Ростелеком. Также ориентируясь на российские разработки, заказчик решил взять курс на использование этого браузера. В тот момент продукт был довольно сырым, но заказчик поверил плана Ростелекома по развитию продукта. А потом наш телекоммуникационный гигант как-то охладел к проекту, и сейчас заказчик вынужден использовать другой браузер. Свободный и даже местами открытый, но не российский.
Евгений
Позвольте. При любой миграции возникают проблемы. Возмите хотя бы опыт перехода с Вин 7 на Вин 10. Энтерпрайз должен легко справляться с такими проблемами.  
Колесов Андрей
Позволяю  😉
Никто не говорит, что это неразрешимая задача, но она требует дополнительных сил.
Но тут есть такой аспект.
Одно дело, если вы делаете проект по собственной нужде, другое - если вас заставляют. Я в 2009м установил Висту работаю на ней. А эти ребята за это время ИЗ-ЗА меняющихся законов за это время уже сделали 2 миграции, а сейчас должны будут делать третью.  
Евгений
Если бы Вы не замерзли в 2009, то сделали бы уже три миграции до Вин 10. Миграции - это нормально, прогресс не стоит на месте.