Согласно исследованию, проведенному HeadHunter, в августе 2009 г. 44% работающих россиян не только не боялись потерять работу, но и сами задумывались об увольнении. Не уверена, что количество таких смельчаков будет расти, но совершенно точно увеличивается процент сотрудников, недовольных тем, что уровень оплаты труда уменьшается, в то время как нагрузка увеличивается. Прибавьте к этому постоянный стресс от неопределенности или отсутствия информации, учтите резко сократившиеся бонусы… Результат — нарастающая “скрытая” текучка персонала. Я уже не раз упоминала это явление, когда люди вроде бы присутствуют на рабочих местах, но отдача от их труда резко сокращается, наступает массовая апатия, а о высокой эффективности и рационализаторской деятельности сотрудников речь и вовсе уже не идет.

Извечный вопрос: что делать? Как добиться высокой производительности персонала при возросшей нагрузке и снизившихся доходах? Конечно же в этих условиях огромную роль играют мотивационные схемы. Безусловно, материальную недомотивацию должны компенсировать моральные стимулы. Однако мы с вами помним, что при всей своей доступности, многовариантности и минимальном времени внедрения действенные моральные схемы поощрения требуют постоянного интеллектуального и эмоционального вовлечения руководства. А руководство у нас сейчас в большинстве случаев очень занято. Думать о способах морального стимулирования, разъяснять, разговаривать с персоналом, поднимать дух, воодушевлять на подвиг — всё это сложно, затратно, да и не всегда понятно, как.

Возвращаться к материальным системам поощрения? Хорошо бы, ведь они требуют вмешательства руководителя только на стадии разработки и согласования, дальше — технология проста. Однако с материальным вознаграждением большие проблемы, так как средств на него нет. И опять мы вернулись к парадоксу: на материальную мотивацию нет денег, на моральную не хватает времени — что выбрать?

Выбор каждому придется делать самостоятельно, а в помощь руководителям мы составили подборку самых разных способов нематериального поощрения.

1.  Оценка заслуг, фиксация достижений:
  • слова благодарности или искреннего восхищения; 
  • письмо исполнителю от начальника с волшебными словами “спасибо, отлично сделано, ты молодец”; 
  • письмо с признанием заслуг работника, отправленное по внутренней корпоративной рассылке всему персоналу; 
  • оценка значимости вклада сотрудника в успех фирмы на общем собрании; 
  • награждение флажком / вымпелом “Победителю…”, “Лучшему…” и т. п.; 
  • записи об успехах сотрудника в его личное дело, официальный отзыв о его работе; 
  • публикации о специалисте и его успехах во внутренних корпоративных средствах информации; 
  • размещение информации о лучших работниках на доске почета; 
  • организация публичного представления проектов и достижений сотрудников на более высоком уровне или в других подразделениях; 
  • проведение конкурсов внутри компании по специальным проектам и направлениям, широкое освещение их хода и результатов, награждение победителей; 
  • упоминание имени сотрудника на продукте, в сопровождающей его документации, в информации на корпоративном сайте, в рекламных материалах с описанием его заслуг.

2.  Развитие личности и профессиональных качеств, карьерный рост:

  • возможность выбора задач из имеющегося списка, относящегося к разным направлениям деятельности и степени сложности; 
  • обеспечение благоприятных условий для реализации личных целей; 
  • создание кадрового резерва, информирование о включении в него работника, организация соответствующего обучения; 
  • поручение представлять руководителя на значимых публичных мероприятиях, при важных переговорах и неформальных встречах с партнерами и клиентами; 
  • приглашение сотрудника на координационные собрания, совещания следующего уровня иерархии; 
  • организация постоянно действующих информационных каналов для регулярного доведения до каждого сотрудника важных сведений, относящихся к стратегии компании, развитию персонала, важным событиям в жизни организации.

3.  Выделение сотрудника, обозначение его значимости:

  • публичное признание руководителем важности конкретных задач, порученных сотруднику; 
  • подчеркивание ценности мнения конкретного сотрудника о ситуации вокруг той задачи, над которой он работает; 
  • обеспечение приоритетов при планировании графиков работы и времени отдыха, при получении нового оборудования и инструментов, при выборе рабочего места; 
  • возможность выбора города из имеющегося списка для командировки; 
  • введение в процедурах исключений, распространяющихся на конкретного работника.

4.  Сокращение затрат, повышение эффективности работы сотрудника:

  • гибкий график с возможностью работать дома; 
  • организация консультаций по специальным вопросам, юридической помощи; 
  • обеспечение информацией, необходимой для эффективной работы сотрудников (специальные отраслевые справочники, учебная и деловая литература и т. п.).

Приведенного перечня более чем достаточно, чтобы выбрать подходящие способы нематериального поощрения вашего персонала. Хотя, пожалуй, стоит особо выделить еще одно обстоятельство, в любые времена работающее как сильный стимулирующий фактор. Это доверие и честность руководства при общении со своими подчиненными.

Представьте: вы как руководитель бизнеса взяли на себя ответственность — оставили рядом самых лучших, отобрали свою команду, которая должна пережить вместе с вами сложные времена и привести корабль к заветной гавани успеха. Разве эти люди не заслуживают того, чтобы знать курс, чтобы понимать все проблемы и препятствия, которые встретятся на пути? Разве с ними не нужно быть предельно честными? Считаете, что они не заслуживают этого? Тогда ту ли команду вы набрали, капитан?

С автором статьи можно связаться по адресу: margo@starcons.ru.

Версия для печати