§1. Федеральный закон “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” от 24.07.2009 № 212-ФЗ с учетом последних изменений (далее по тексту — “Закон”) установил для компаний, занятых в области информационных технологий, две льготы: первую — с суммарным тарифом в 14%, и вторую — с суммарным тарифом 26%. Каждая льгота установлена совершенно отдельно от другой, что значит: отдельно определены субъекты, виды деятельности, критерии применения каждой льготы, порядок подтверждения права на льготу, тарифы взносов и периоды их применения.

Изменения в закон были изданы к концу года (16 октября и 28 декабря), вследствие чего ни государственные органы, ни плательщики взносов в начале 2011 года оказались, по существу, не готовы к применению закона. В настоящее время предпринимаются активные попытки выработать общее понимание, что делать и тем и другим. Одной из таких попыток стала рабочая встреча представителей ИT-компаний с ответственными работниками Минкомсвязи России, Минздравсоцразвития России, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, которая прошла в Москве 9 февраля. Данная статья написана с учетом высказанной там позиции представителей ведомств .

Итак, есть две льготы, которые далее для удобства изложения обозначим как Льгота-1 и Льгота-2.

Льгота-1

§2. Введена федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ, который в том числе ввел в Закон о взносах специальные дополнения и изменения по Льготе-1:

— в статью 57 часть 2 пункт 4, части 2_1, 2_2, 2_3, 2_4, 2_5;

— статью 58 часть 1 пункт 6, части 3 и 5.

Тарифы на период 2010—2019 гг.
Фонд-получательТариф взносов по годам,%
2010 2011 2012—2017 2018 2019
Пенсионный фонд 14,0 8,0 8,0 13,0 20,0
Фонд социального страхования 0,0 2,0 2,0 2,9 2,9
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,0 2,0 4,0 5,1 5,1
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 0,0 2,0 0,0 0,0 0,0
Итого 14,0 14,0 14,0 21,0 28,0

§3. Субъекты — российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

Внимание! Сейчас представители государственных органов, опираясь на дословное, грамматическое толкование закона, понимают эту норму как устанавливающую ограничения для субъектов льготы и расчетной доли доходов:

— во-первых, организации, осуществляющие разработку и реализацию ... и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы)..., т. е. реализующие только свои продукты и оказывающие услуги (выполняющие работы) по этим продуктам!

— во-вторых, организации, оказывающие услуги... (далее по тексту), т. е. обслуживать и т. п. можно и не свои продукты.

Иными словами, реализация продуктов (или имущественных прав на продукты), разработанных не самой организацией, не входит в деятельность, учитываемую для расчета доли льготного вида деятельности. В расчет льготной деятельности также не принимается, например, стоимость передаваемой своему клиенту лицензии на “чужой” программный продукт, использованный в разработке собственного продукта или необходимый для пользования им. Перепродажа продуктов или прав на них не поддерживается этим законом! Такова позиция государственных органов, сообщенная в ходе рабочей встречи.

На наш взгляд, согласиться с таким толкованием нельзя. Данная норма, в полном соответствии с юридической конструкцией регулирования обязательных платежей, определяет состав субъектов, применяющих пониженные тарифы, но не состав доходов, включаемых в расчетные 90%. Следовательно, основываясь на том же грамматическом различии соединительного союза “и” и разделительного союза “или”, синтаксисе всего предложения, можно сделать вывод, что законодатель действительно ввел две категории субъектов (схематично):

— во-первых, организации, осуществляющие разработку и реализацию и (или) оказывающие услуги; здесь разработка — обязательное условие, а реализация или услуги — факультативные, одного из них может не быть;

— во-вторых, организации, оказывающие услуги (выполняющие работы)...; здесь обязательного условия о разработке собственных продуктов нет.

Таким образом, при данном толковании исключаются организации, занимающиеся только реализацией “чужих” продуктов и не занятые оказанием услуг (выполнением работ) по ним, т. е. просто торговые посредники. Таким образом, дистрибьюторы обновляемых, обслуживаемых, сопровождаемых продуктов (например, информационно-справочных и бухгалтерских систем) на этом основании не могут быть исключены из состава субъектов, имеющих право на Льготу-1.

Состав же доходов, включаемых в расчетные 90%, установлен иными нормами Закона (п. 2 ч. 2_1, п. 2 ч. 2_2 ст. 57), в которых виды деятельности перечислены через запятую, без всяких союзов, следовательно, субъект льготы вправе все доходы от данных видов деятельности включать в расчетные 90%, независимо от того, получен доход от реализации продуктов, имущественных прав на продукты или от обслуживания продуктов, разработанных самой организацией либо другим лицом. О расчете доли дохода — см. далее §6 настоящей статьи.

§4. Критерии перехода на уплаты страховых взносов по пониженным тарифам — это одновременное совпадение трех условий:

1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по льготным тарифам, составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;

3) средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по льготным тарифам, составляет не менее 50 человек.

Для вновь созданных организаций доля дохода определяется за отчетный (расчетный) период (значит, за первый квартал, полгода, девять месяцев, календарный год), а численность — среднесписочная численность работников за тот же период.

§5. Аккредитация принимается государственными органами в качестве ключевого условия для уплаты взносов по льготным тарифам. Сейчас аккредитация осуществляется Минкомсвязи России в соответствии с постановлением Правительства РФ “О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий” от 06.11.2007 № 758. Формы документов для аккредитации можно найти на сайте www.gosuslugi.ru. Телефон “горячей линии” министерства по вопросам аккредитации — (495) 771-83-60.

Аккредитация, полученная ранее в Росинформтехнологии, продолжает действовать и не требует подтверждения. Впрочем, в настоящее время ведомствами уже согласовывается проект изменений порядка аккредитации, который предусматривает сделать аккредитацию ежегодной, с подачей декларации о соответствии установленным требованиям, включая сообщение сведений о доходе в разрезе кодов ОКВЭД. Аккредитацию можно будет проходить в электронном виде через сайт www.gosuslugi.ru.

Документом, подтверждающим аккредитацию организации, является выдаваемая Минкомсвязи России выписка из реестра аккредитованных организаций. Появившееся на официальном сайте отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 21.01.2011 сообщение, что условием применения льготы является обязательное наличие сведений об организации в реестре (перечне) аккредитованных организаций на сайте Минкомсвязи России, дезавуировано представителем центрального аппарата Пенсионного фонда РФ. Выписка — единственный и достаточный документ, удостоверяющий наличие аккредитации.

§6. Доля доходов определяется отношением дохода от указанной в пункте 2 части 2_1 и пункте 2 части 2_2 статьи 57 Закона деятельности ко всему доходу организации.

Заметьте, что в расчет берется доход от самой этой деятельности, например, в случае получения оплаты в иностранной валюте, курсовая разница в расчет 90% не войдет. Обратите внимание также, что в состав дохода включается и передача имущественных прав на программы для ЭВМ и баз данных, т. е. доходы по договорам об уступке исключительного права и лицензионным договорам.

Разъяснением и контролем того, подпадает ли та или иная конкретная деятельность под данное в законе определение, будет заниматься Минкомсвязи России. Министерство уже собрало от компаний отрасли фактически используемые формулировки договоров с тем, чтобы подготовить методические рекомендации по данной работе.

Несмотря на то что норма о данной льготе не оперирует терминами кодов ОКВЭД, представители государственных органов подразумевают, что речь идет только о двух конкретных кодах ОКВЭД:

— 72.20 Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;

— 72.40 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.

Представляется, что, как минимум, код 72.30 Обработка данных также должен включаться в поддерживаемую Законом деятельность.

Кроме того, обратите внимание, что под всем доходом организации понимаются доходы согласно ст. 248 НК РФ, т. е. и доходы от реализации товаров, работ, услуг, и внереализационные доходы!

§7. Средняя численность определяется согласно п. 80—86 указаний по заполнению формы П-4, утвержденных приказом Росстата от 12.11.2008 № 278. Там же содержится порядок расчета среднесписочной численности, которая используется для вновь созданных организаций. Как можно видеть в указаниях, средняя численность — понятие более широкое и включает в себя 1) среднесписочную численность работников, 2) среднюю численность внешних совместителей и 3) среднюю численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.

§8. Началом применения льготы является месяц, когда совпали все три условия: аккредитация, доля выручки и численность. Например, если доля выручки и численность удовлетворяет требованиям, не хватало только аккредитации, льготу можно применять с месяца, в котором согласно выписке организация была внесена в реестр аккредитованных предприятий: в феврале получила аккредитацию — с февраля имеет право на льготу.

Особо заметим, что никаких иных формальностей, заявлений, уведомлений и т. п. для начала применения льготы не требуется — организация сама определяет месяц начала применения льготы.

§9. Если по итогам отчетного (расчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно условие (численность или доля выручки), а также в случае лишения ее государственной аккредитации, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода, в котором выявлено несоответствие установленным условиям и (или) аннулирована государственная аккредитация — часть 2_4 статьи 57 Закона.

Обратите внимание: начало периода! Понятия периодов определены в ст. 10 основного закона о страховых взносах от 24.07.2009 № 212-ФЗ: расчетный период — календарный год, отчетный период — первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год! Иными словами, всегда — с 1 января (кроме организаций, существующих первый календарный год, для них период — со дня создания). Если, например, организация лишена аккредитации в сентябре, то она лишилась права на льготу с начала года и обязана, произведя перерасчет, доплатить взносы по общим тарифам с 1 января текущего года.

Несмотря на то что статья 58 закона, регулирующая уплату взносов с 2011 г., напрямую не содержит такого предписания и на часть 2_4 статьи 57 не ссылается, государственные органы, видимо, намерены именно так толковать указанную норму и после 2010 г.

Взыскание пеней или штрафов в данном случае не предусмотрено, хотя вполне вероятны попытки проверяющих органов начислить пени на основании общей статьи о пенях — статьи 25 Закона о взносах. В такой ситуации можно провести логическое толкование текста Закона, сославшись, что в аналогичном случае для Льготы-2 законодатель в части 1_4 статьи 58 Закона прямо установил взыскание пеней с суммы недоплаченных с начала отчетного (расчетного) периода взносов, напротив — применительно к Льготе-1 такого предписания нет. Исходя из единства воли законодателя и юридической техники в одном и том же нормативно-правовом акте, следует сделать вывод, что взыскание пеней при утрате права на Льготу-1 Законом не предусмотрено.

Следует учесть, что действующий (как и планируемый) порядок аккредитации предусматривает 30-дневный срок на рассмотрение заявления в министерстве, ввиду чего организации должны заранее подавать необходимые документы, с запасом времени.

§10. Сейчас уже утверждена вся отчетность по льготам — соответствующие изменения внесены в формы отчетности РСВ-1 ПФР и 4-ФСС РФ, которые дополнены соответствующими таблицами в обоснование уплаты страховых взносов по пониженным тарифам. Правда, проверяющие органы вправе потребовать иные документы, обосновывающие применение льготы: бухгалтерские, налоговые, статистические (в первую очередь, форму П-4 Росстата). Организация, решившая применять льготу, скорее всего, будет подвергнута, как минимум, камеральной проверке, так как фонды в дальнейшем должны обосновать получение из федерального бюджета компенсации выпадающих доходов.

Льгота-2

§11. Введена федеральным законом от 28.12.2011 № 432-ФЗ, который внес в Закон о взносах, в числе прочего, специальные дополнения о льготе-2: в статью 58 часть 1 пункт 8 литера “я_7”, части 1_4 и 3_2.

Тарифы на период 2011—2012 гг.
Фонд-получатель Тариф взносов по годам,%
2011 г. 2012 г.
Пенсионный фонд 18,0 18,0
Фонд социального страхования 2,9 2,9
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 3,1 5,1
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2,0 0,0
Итого 26,0 27,0

§12. Субъекты — организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

Из состава субъектов для данной льготы исключаются организации и индивидуальные предприниматели, указанные в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Закона о взносах, т. е. в том числе организации, имеющие право на Льготу-1. Это логичное дополнение призвано устранить возможную коллизию двух норм, так как организация может одновременно удовлетворять условиям и Льготы-1, и Льготы-2. Само собой разумеется, что организация, которая по Льготе-1 может платить суммарный тариф 14%, будет применять его. Однако, если она перестанет удовлетворять требованиям для Льготы-1, у нее, возможно, остается шанс воспользоваться в 2011-м и 2012 гг. Льготой-2, хотя и менее выгодной, но дающей экономию в 8%.

§13. Вид экономической деятельности, признается основным при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.

Вид деятельности, имеющийся в виду в данном случае, — это деятельность по всему 72-му классу Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Обратите внимание: торговля (перепродажа) программными продуктами сюда также не входит — см. комментарий к кодам в ОКВЭД.

Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346_15 НК РФ, т. е. также включаются реализационные и внереализационные доходы, но с некоторыми предусмотренными в этой статье налогового кодекса изъятиями.

Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя осуществляется путем заполнения соответствующей дополнительной таблицы в форме отчетности РСВ-1 ПФР, которая только что внесена в форму приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 54н.

Насколько нам известно, представители государственных органов в настоящее время не связывают понятие основного вида деятельности для целей Закона о страховых взносах с понятием основного вида деятельности, применяемого при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С такой позицией следует согласиться, так как рассматриваемый Закон о взносах однозначно установил условие признания вида экономической деятельности основным (70% от общего дохода). Несмотря на это, целесообразно приводить в соответствие сведения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП со сведениями об основном виде деятельности, сообщенном в рамках уплаты страховых взносов, так как обязанность актуализации сведений о видах экономической деятельности, основном и дополнительных, установлена пунктом 5 статьи 5 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

§14. Возможность применения Льготы-2, как и Льготы-1, организация или индивидуальный предприниматель определяют сами на основе соответствия или несоответствия установленным Законом условиям. Никаких дополнительных процедур, разрешений, заявлений и т. п. здесь также не предусмотрено.

Таким образом, организация, применяющая УСН и уверенная, что не менее 70% в ее доходах занимает доход от видов деятельности, классифицируемых по 72-му классу ОКВЭД (виды 72.10- 72.60), может начинать платить страховые взносы по суммарной ставке в 26% уже с января 2011 г. Впрочем, представители государственных органов рекомендуют в первом квартале уплатить взносы по общим ставкам и лишь после сдачи первой отчетности РСВ-1 ПФР по новой форме производить перерасчет уплаченных взносов исходя из пониженной ставки с начала года.

§15. Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие. Норма, аналогичная установленной для Льготы-1 (см. §9 настоящей статьи), — в данном случае доплатить взносы по общим тарифам придется с 1 января.

Сверх того, в этом случае нормой предусмотрено не только восстановление недоплаченных сумм, но и взыскание соответствующих пеней согласно ст. 25 Закона о взносах (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ в день).

§16. Как говорилось выше, отчетность по данной льготе утверждена — это форма РСВ-1 ПФР с дополнениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России “О внесении изменений в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. № 894н” от 31.01.2011 № 54н (зарегистрирован в Минюсте России 08.02.2011за № 19733).

§17. Можно заметить, что как и в случае с Льготой-1, плательщикам взносов надо быть готовыми доказать всей имеющейся документацией право на применение Льготы-2, так как их с высокой вероятностью также ожидают проверки контрольных органов.

В заключение, следует сказать, что сложившейся практики и понимания новых норм закона, разумеется, пока нет, и изложенное в настоящей статье — неофициальное мнение. Вполне возможно, что уже скоро какие-то положения законов о льготах для отрасли информационных технологий будут иначе истолкованы исполнительными и судебными органами.

Автор статьи — заместитель генерального директора по правовым вопросам ЗАО “Кодекс”, арбитражный заседатель Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Версия для печати